Клуб «Музыкальные встречи»

Клуб «Музыкальные встречи»

«Каждый день мы слушаем разную музыку, которая доносится ото всюду — из радиоприёмников, в магазинах, кинотеатрах, кафе… Музыка везде и всюду, где бы мы не находились. Мы слушаем её и даже не задумываемся о том, какое влияние она оказывает на нас. Оглянитесь вокруг… Мир прекрасен. В нём есть шелест листьев, пение птиц, капли дождя, бьющие по крыше, шум морского прибоя… Эти звуки не сравнятся ни с одной супер-модной и популярной композицией. Задумайтесь о том, что вы слушаете и не становитесь врагами своего организма!»

Картинки по запросу дождь в сосновом лесу

«Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь». (А.О. Лучина)Картинки по запросу картинка природа Россия

«В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений. Картинки по запросу картинки опера иван сусанин Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений. Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал. Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.Похожее изображение

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности. Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»). Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»)». (Источник: https://music-education.ru/pravoslavnaya-tserkovnaya-muzy-ka-i-russkaya-muzy-kal-naya-klassika/)

Похожее изображение

КЛУБ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ» ПРИ ХРАМЕ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Приглашаем окунуться в мир Православной музыки и познакомиться с творчеством композиторов сочинявшим свои произведения основываясь на духовность.

Картинки по запросу картинки православные композиторы

Дорогие братья и сестры!

На «Музыкальных встречах», проходящих при нашем храме 1 раз в месяц,

 вы откроете для себя ранее неизвестные  факты из биографии любимых православных композиторов и исполнителей,

а также встретитесь с приглашенными гостями имеющими отношение к миру музыки.

 Интересных вам встреч и новых открытий!

05/02/20

«Я песней Господу молюсь» — сказала в одном из интервью газете «Благовест» православная певица Юлия Славянская. Эти слова кратко и точно выражают суть ее десятилетнего творческого пути.
У Юлии типично славянская внешность, поэтому артистический псевдоним певицы оправдан во всех отношениях. Родился он не случайно и, в первую очередь, является своеобразным зеркалом её мировоззрения, её стремления быть ближе к народным корням, к животворящему слову, а значит и к Богу – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1, 1). Искание Божественной правды, любовь к Творцу и к ближним, покаянное чувство и радость о Воскресшем Господе всегда составляло основу внутренней жизни русского человека. Всё это отчётливо слышится в песнях Юлии Славянской».
С творчеством известной исполнительницы, ее исканиях на жизненном пути познакомились присутствующие сегодня в клубе «Музыкальные встречи». Клуб создан относительно недавно, но за короткий промежуток времени верующие имели возможность познакомиться со многими православными композиторами не только нашего времени, но и прошлых веков.
 Картинки по запросу "юлия славянская биография картинки"  Картинки по запросу "юлия славянская биография картинки"

08/12/19

«Религиозное восприятие композитора Г.Ф. Генделя».

«Когда Генделю исполнилось 11 лет, его учитель музыки органист Фридрих Цахау сказал мальчику, что его учить больше нечему, настолько выдающиеся успехи были у будущего гения. В дальнейшем Генделю было уготовано стать всеобщим любимцем — причем у простого народа и у королей. Гендель был бесконечно неудержим в своем творчестве. Им написаны масса опер, церковных хоралов, органных концертов и инструментальной музыки. Счастлив был он, счастливы были его слушатели. Но в возрасте 52-х лет у композитора случился инсульт и вся правая половина тела была парализована. Великий музыкант стал истово молиться, как не молился до того. И случилось чудо — он выздоровел. С тех пор Гендель почти не писал опер, но написал множество ораторий на тему Священного Писания и сила этой музыки была такова, что Б.Шоу  писал: «Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи».

В воскресенье, после утреннего Богослужения, в рамках приходского клуба «Музыкальные встречи», верующие имели возможность познакомиться с творчеством Георга Фридриха Генделя. Была зачитана краткая информация о великом композиторе-классике и о благотворном влиянии классической музыки на душу и тело человека. К разговору присоединился батюшка храма Смоленской иконы Божией Матери — о Владимир, который поделился своими размышлениями по этой теме. После этого всем присутствующим был предложен для просмотра документальный фильм из серии «Знаменитые композиторы» студии «Академия» о жизненном пути композитора Г.Ф. Генделя.

  

11/11/19

«Георгий Свиридов — православный композитор».

«Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!» (Георгий Свиридов)

Картинки по запросу фото георгия свиридова

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А.С.Пушкина. Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д.Шостаковича. В 1964 году была написана музыка к фильму «Метель» по прозе А. С. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р.Щедрин, Н.Сидельников, С. Слонимский, В.Гаврилин и другие.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта (старинная многоголосная духовная и светская песня для вокального ансамбля или хора, как правило без инструментального сопровождения), обрядовых попевок, знаменного пения (основной вид древнерусского богослужебного пения), а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. Есть авторские записи, характеризующие год Тысячелетия Крещения Руси. Там буквально такие слова: «возрождение Православия может принести очень много и для русской культуры, и для музыки» (конечно, как композитор, в первую очередь, он думал при этом о музыке). Он писал, что «только в этом он видит какое-то движение в русской культуре». Он и сам шел к этому, и его «Песнопения и молитвы» – это в некотором роде логический итог этих его размышлений, его большого духовного пути композитора и, кроме всего прочего, автора «Патетической оратории». Он просто жил церковной культурой. С детства был воспитан в православной традиции, бабушка водила в храм, поэтому он никогда и не чувствовал себя в отрыве от традиции Церкви. Все его творчество, в своем роде, есть некий диалог с русской традицией, с традицией, которая связана с Православием, в первую очередь, с христианским гуманизмом XIX столетия. Он просто стремился на новом этапе какими-то другими художественными средствами выразить традиционные идеи и ценности. Когда мы говорим, что творчество Свиридова постепенно приближало его к Православию и к духовной музыке, нельзя забывать, что даже его светская музыка часто буквально пронизана тем, что его связывало с христианством. Вот об этом и шла речь в очередных «Музыкальных встречах» при храме Смоленской иконы Божией Матери. Всем собравшимся  был предложен для просмотра документальный фильм Н.Ряполова о творчестве композитора, в котором прозвучали избранные музыкальные произведения и воспоминания.

Встречу подготовила и провела соц. работник прихода Г.В. Гордеева.

       

27/10/19

Тема сегодняшней встречи в клубе звучала так: «Влияет ли музыка на духовное развитие человека?»

«Мне нравится музыка с мелодикой, неважно с какой, мне нравится музыка, которая обращена к душе, к Богу». (М. Таривердиев)

Это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки; ученик Арама Хачатуряна. Музыка М. Л. Таривердиева со временем приобретает новых исполнителей, новых слушателей – это очевидно. Наверное, потому, что это глубоко человеческая музыка, в которой автор ставил главные вопросы человеческой жизни. Именно поэтому кинематограф был важен для Микаэла Леоновича. Это была возможность обратиться, вступить в диалог с огромным количеством людей. А главное назначение искусства, по мнению Таривердиева, — поиск ответов на вопросы человеческого существования, работа души. Для кинематографа Микаэл Таривердиев оказался находкой – его мелодический дар, его способность говорить внятно, его поразительная способность реагировать на изображение и создавать полифонический текст, вскрывать или даже создавать внутренний смысл движущимся кадрам.

Как никто другой М.Таривердиев чувствовал гармонию как проявление высшей мировой закономерности. Он соотносил и себя, и всех с этим законом – просто так он был устроен. А то, что не соотносилось с этим законом, его ранило и не устраивало. Самое главное и в музыке Таривердиева, и в его личности — оставаться человеком. Через свое творчество Микаэл Леонович призывает всех быть людьми и это самая высокая его заслуга, самый высокий его статус. Последние годы своей жизни композитор являлся художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».

Познакомиться с творчеством композитора, открыть новые факты из его жизни, послушать его музыку и обменяться своими впечатлениями собрались прихожане храма Смоленской иконы Божией Матери в клубе «Музыкальные встречи».

Напоминаем, что встречи проходят раз в месяц. В прошлый раз у собравшихся была возможность приобщиться к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского и узнать, что Петром Ильичем, помимо известных всему миру музыкальных шедевров, написаны и духовные произведения, такие как: Всенощное бдение, Литургия, Херувимская песнь, Отче наш и другие.

Присоединяйтесь к нам и Вы узнаете много нового из мира музыки!

    

08/10/19

Первое заседание в клубе «Музыкальные встречи», при храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, было посвящено великому русскому композитору П.И. Чайковскому. Мы знаем его как выдающегося композитора, в первую очередь, таких балетов как: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Между тем он автор и одиннадцати опер, восьми симфоний, пяти сюит, двадцати девяти увертюр, двеннадцати концертов и концертных пьес и тд. И совсем не многие знают о нем как авторе девяти духовно-музыкальных сочинений: «Достойно есть», «Херувиская песнь», «Отче наш» , «Да исправится молитва моя» и др. Кроме этого творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

«Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного Богослужебного пения, для чего посещал Церковные службы в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного Богослужения.

Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного Богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние. Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое Богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.

«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский. Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».

Последним Богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник». В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.  (автор Е.Земцова)

   

Картинки по запросу картинка природа Россия