Троицкое поминовение занимает особое место в Богослужебном ряду — оно совершается накануне одного из главных христианских праздников

Троицкое поминовение занимает особое место в Богослужебном ряду — оно совершается накануне одного из главных христианских праздников

 

 По канонам Православной Церкви накануне праздника Святой Троицы в церквях совершают заупокойное Богослужение. Этот день получил название Троицкая Родительская суббота. Она предваряет собой вхождение в Петров (Апостольский) пост, который начинается через неделю.

 Святой апостол Петр, в своей речи, в день Пятидесятницы, прямо указал на необходимость поминать усопших, когда он, обращаясь к иудеям, говорил о Воскресшем Иисусе Христе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». (Деян. 2, 24).

Троицкая Суббота – последний день перед Пятидесятницей, в которую родилась новая, Христова  Церковь.
Православная Церковь с далеких времен совершает перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших.

Службы, связанные с Троицкой субботой, начинаются вечером в пятницу с Великой Панихиды, в субботу утром служат заупокойную Божественную Литургию, где происходит главное поминовение усопших православных, а после нее – общую Панихиду. Пятничная Панихида Троицкой родительской называется по-гречески «парастасис». Это слово имеет два значения: первое – «стояние возле», второе – «ходатайство»: верующие во время этой Панихиды как бы стоят возле своих усопших и ходатайствуют за них.

Не случайно пришедшим в Троицкую родительскую субботу в храм эта служба, по их собственным признаниям, приносит удивительное ощущение, что бок о бок с ними встают те, о ком и возносятся молитвы.

«Когда мы молимся об усопших на Литургии, мы молимся не столько о них, сколько вместе с ними, – говорит священник Сергий Круглов. – Оттого в Троицкую родительскую субботу ощущение того, что мы с нашими усопшими стоим локоть к локтю. Но вместе с тем нам не тесно, мы – в свете и просторе Субботы, утра Воскресения. Потому что не мы перешли в «загробный мир», и не усопшие проникли назад в нашу земную юдоль – мы вместе с ними вступаем в пространство жизни вечной».

  В Родительскую субботу на службе читают 17-ю кафизму, в  которой поминаются все усопшие (от века) христиане. Во время службы просят у Бога упокоения и прощения для душ умерших родных. Заупокойная молитва, а тем более соборная, для каждого умершего – это огромная помощь, благодать и помощь в спасении его души. 

Молитвы на Троицкую родительскую субботу.

«Все помолимся Христу, в сей день совершая память от века мертвых, да от вечного огня избавит их, усопших в вере и надежде жизни вечной» – такие слова содержат в себе песнопения канона, звучащего в храмах в этот день. В Троицкую субботу поминают прежде всего своих родителей и родственников, отчего она, собственно, и носит название «родительской», то есть связанной с родом. Но по сути вспоминать в молитвах и просить о прощении грехов в этот день стоит для всех усопших православных христиан. Некоторые священники особо советуют помолиться о воинах-защитниках России, отдавших свои жизни за ее свободу и независимость, другие просят не забывать обо всех погибших в годы репрессий. А вообще в словах канонов, которые звучат на Троицкую субботу, звучат слова обо всех «умерших с верою», в том числе и о тех, чьи места упокоения остались никому не ведомыми.

 «В эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы, – говорил в одной из своих проповедей на Вселенскую родительскую субботу архимандрит Кирилл (Павлов). – Но нет человека, который бы пожил и не согрешил, поэтому смерть застает нас должниками пред Богом. А между тем человек может творить добрые дела в земной жизни, за гробом же он уже ничего сделать не может, чтобы улучшить свое положение, и его ожидает или помилование, или осуждение. Поэтому, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, мы молимся о прощении грехов в вере скончавшихся».

 Поминать – значит не просто напрягать память, это значит обращаться к Богу. Молитвенная память – это то, что преодолевает грань между жизнью и смертью. Человек в молитве восходит туда, где есть только Жизнь. Поэтому в этот день нужно помолиться, в храме или дома, за тех, кто уже ушел, но мы верим, что в памяти и любви Божьей они живы.

 *  *  *

Да мирен будет тех покой,

Кои ушли от нас навечно.

Оставив грусть, печаль сердечну,

Да мирен будет их покой.

Пройдя нелегкий путь земной,

Встречали все: и сладость и мученье…

О, Царь небес, прости им прегрешенья,

Да мирен будет их покой.

Сподоби славы неземной,

Украсив их небесным светом.

Да восхвалят Тя за это,

Да мирен будет их покой.

(Источник: troickaya-roditelskaya 16412600/)