Встречаем праздник Святой Троицы

Встречаем праздник Святой Троицы

«Троица»

 
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
(Иван Бунин 1893 г.)
 
 
В Великий праздник — день Святой Троицы мы вспоминаем событие, которое произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христова — Святой Дух сошел на апостолов, и они отправились проповедовать Христа Воскресшего всем народам во всех землях. Этот день называют Днем рождения Церкви, и он всегда приходится на воскресенье.

Троица празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христа, из-за этого ее еще называют Святой Пятидесятницей. Сам праздник состоит из двух частей. Воскресенье (первый день) — это День Пресвятой Троицы, а второй день (понедельник) – днем Святого Духа.

Праздник Троицы – светлый праздник, который пронизан солнечным светом, зарождением жизни в природе после зимы, когда нам кажется, что Божья благодать распространяется везде и всюду, в каждом луче солнца и в каждом зелёном листике, когда все кругом зацветает, распускается, оживает и начинает новый виток жизни!
В этот день храмы украшаются цветами, зеленью – это символ зарождения жизни весной, как символ рождения Церкви.

Особое почитание связано в этот день, прежде всего с березой. Люди, которые приходят на праздничную службу приносят с собой и держат в руках березовые веточки, цветы, которые освящаются во время Богослужения.

«Исторически эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат в праздничный день на аналое.

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской.

На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. 

Но троицкая зелень имеет и символический смысл. Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна — и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью — и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5). И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня.

Будем стремиться всегда быть с Богом. Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. В этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь. (Прот. Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго 1981 г.)


В честь этого Великого праздника священники обычно облачаются в фелони зеленого цвета, а церковная утварь часто украшается светло-зелеными тканями и лентами. В День Святой Троицы, во время особенных молитв всем находящимся в храме положено (по мере возможности) вставать на колени. Троицу считают первым разрешительным днем после Пасхи для коленопреклоненных молитв в храме. Это коленопреклонение является Богослужебной особенностью этого праздника.

Увлекаясь внешней стороной события, мы, часто, не замечаем главного участника праздника – Бога и Его желания видеть нас похожими на Него. Божии праздники должны проходить перед лицом Бога и в Его славу. Праздник есть то время, когда все мирское стремится стать местом и средством присутствия Бога. В эти дни «тварное и видимое участвует в Божественной жизни, и между ними возникает «благодатное тождество».

Суть праздников – в напоминании того, что все мы, любящие Бога, есть сосуд Святого Духа. «Благодатное тождество» человека с Богом осуществляется через обретение чистого сердца. А первым шагом к нему может стать чистая совесть, приготовленная к Божиему празднику. Она есть первое условие успешного поиска и обретения божественных свойств. Поиск этот длится всю жизнь. Мы ищем Бога. Бог ищет нас.

Троица – совершенно особенный день, основная черта которого – память о связи Бога и человека. Троица – это венец всех праздников нового времени, утвердивший любовь, как основу мира. И дай нам Бог найти себя в Божией Церкви. А в Церкви найти себя в любви. А в любви найти Бога.

По нашей слабости мы не можем измениться в одну минуту, как апостолы, но нам непременно нужно меняться и отлепляться от земли и земного. Нам нужно, на радость себе и Богу, наконец, поднять глаза к небу и разглядеть там наш Отчий дом, в чем и помогай нам, Господи. (Прот. Константин Камышанов)