В строящемся храме в честь Смоленской иконы Божией Матери состоялось освящение главного колокола

В строящемся храме в честь Смоленской иконы Божией Матери состоялось освящение главного колокола

«Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на Богослужения. Новопостроенные храмы, как правило, имеют в своем ансамбле колокольни, но прежде чем колокола будут повешены на свое место, над ними совершают обряд благословения. Это чинопоследование совершается чаще всего на храмовом дворе, где колокола подвешивают на небольшой высоте, позволяющей окропить их снаружи и изнутри. Тут же ставится стол, на котором – сосуд со святой водой и кропило».

18 июня, настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери прот. Леонидом Олейниковым и служащим клириком прот. Вадимом Поликопа был совершен чин освящения главного колокола — «Благовест». На освящении и поднятии большого колокола также присутствовали: первый заместитель Главы Управы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства района Фили-Давыдково А.Г. Толстобров, генеральный директор компании Московского колокололитейного завода ЛИТЭКС  О.В. Грицаенко.

Путь большого колокола в наш храм не был коротким. Отливка продолжалась в течении года, несколько месяцев «Благовест» остывал. Надо отметить, что колокола – это совершенно уникальный музыкальный инструмент, не имеющий аналогов. Колокольный звон описать словами очень сложно. Он действует не только на душу человека, но и на его тело и разум. Легенды о чудотворном выздоровлении людей благодаря колокольной музыке – не просто легенды, а реальные факты, имевшие место в действительности. Пожалуй, трудно подобрать более подходящую музыку для духовного очищения людей, чем колокольный звон. Поэтому чистота колокольных звуков чрезвычайно важна.

Количество колоколов, забракованных звонарями из-за малейших диссонансов, не поддается исчислению. Для большинства людей процесс изготовления колоколов – величайшая загадка, а для мастеров литейных заводов – обыкновенная работа. Можно с уверенностью сказать, что настоящие колокола получаются только, когда мастер не только в совершенстве знает все нюансы этого сложнейшего процесса, но и по-настоящему любит свое дело и верит, что оно приносит пользу.

В настоящее время существует несколько технологий изготовления колоколов, применяемых мастерами в зависимости от различных факторов (личные предпочтения, материально-техническая база завода/мастерской и др.). Удивительно, что абсолютно все колокола, выплавляемые сейчас, так или иначе, изготовляются по традиционным технологиям, проверенным веками.  Некоторые современные мастера по отливке колоколов одно время пытались отлить колокола современным методом – заливая металл в формовочную землю. Форма колоколов получалась практически безупречной, а вот звук терял свою изначальную силу. Поэтому и по сей день колокола продолжают отливаться по технологии наших предков. А заключается она в следующем. Изначально проектируется профиль колокола, к слову, мастера считают эту работу наиболее сложной. Затем начинаются работы по изготовлению оснастки – кружала (плиты с перпендикулярным шестом), лекала (повторяющая профиль колокола деревянная порода) и так далее…

После этого  происходит скрепление частей формы с формой коронки колокола и ее обмазка и обсушка. В это время в одной или нескольких печах приготавливается колокольная бронза. Изготовляется она по сложной технологии, требующей постоянного внимания. Например, мастер должен следить на протяжении примерно 5 часов за пламенем внутри печи и ее температурой. Как только достигается температура плавления меди (1083 °С), температуру печи быстро поднимают до 1300 °С и добавляют определенное количество олова. Получившийся сплав перемешивают и охлаждают до 1080 °С. Затем получившийся состав по системе желобов заливают в форму. После того как получившаяся форма остывает до комнатной температуры, она разбивается для получения отливки, которая очищается от пригоревших частиц формы и полируется для придания ей должного вида. Затем к колоколу подвешивается язык, и начинаются работы по определению качества колокола. Необходимо отметить, что «подпиливание» колоколов для придания им должного звучания в профессиональной среде мастеров не практикуется. Таков один из методов изготовления, быть может, самого загадочного музыкально инструмента в мире.

    

  

После торжественного чина освящения на территории строящегося храма в честь Пресвятой Богородицы — Смоленская («Одигитрия»), присутствующие имели возможность сделать по одному удару в новый колокол.

 

 

Остается сказать самое главное — «Благовест» был отлит на средства прихожан, а в его состав, в определенных пропорциях,  входят: бронза, серебро и медь.

В будущем на колокольню храма в честь Смоленской иконы Божией Матери планируется поднять еще некоторое  количество средних и малых колоколов, для того, чтобы набор колокольного звона давал общее звучание, которое предварительно подбирается профессионалами.