«Любовь к Богу рождается от беседы с Ним. …Когда читаем Священное Писание, то Сам Господь говорит с нами»

«Любовь к Богу рождается от беседы с Ним. …Когда читаем Священное Писание, то Сам Господь говорит с нами»

О чтении Святого Евангелия современный валаамский старец схиигумен Иоанн ( Алексеев) говорил: » Вот, друг, как советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы он открыл твой ум уразуметь Писание: что понятно — старайся исполнять, а непонятное пропускай. Так святые отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу…»

И Сам Господь — Иисус Христос, и его ученики, и Святые Отцы учат, что ежедневное чтение Евангелия приносит спасение душевное. Это так же необходимо, как ежедневные молитвы.

ЦИТАТЫ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ

  • «Из дома в котором читается Евангелие — демон бежит!» (Иоанн Златоуст)
  • «Велика сила Божественного Писания, и велико богатство мыслей, сокровенных в словах его… Ибо таково свойство Писания — в немногих словах его часто можно найти великое множество мыслей».
  • «Человеколюбивый Господь не ожидает, пока придут к Нему, но Сам ходил, чтобы никто не имел оправдания в том, что никто не учил нас. Делом и словом привлекает их, уча и творя чудеса». (Блж. Феофилакт Болгарский)
  • «И только у святых отцов и в Евангелии я нашел действительно ценное. Когда человек начнет бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему святые отцы сделаются необходимыми и своими родными. Святой отец — уже родной учитель, который говорит душе твоей, и она воспринимает это с радостью, утешается. Как тоску, уныние, рвоту вызывали эти философии и всякие сектантские гадости, так, наоборот, как к родной матери, приходил к отцам. Они меня утешали, вразумляли, питали».
  •  «…Сердечно радуюсь, что Господь утешает тебя чтением отеческих писаний и дал отчасти разумети оные; но глубину оных постигнуть мы еще не можем, ничтоже благо сотворше и не смирившись; ибо «смиренным открываются таинства». (Игумен Никон Воробьев)
  • Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их». (Прп. Макарий Оптинский)
  • «Не оставляйте чтение священной книги, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни. (Святитель Феофан Затворник)
  • «— Геронда, чтение каких книг может помочь людям, в которых пробуждается добрая обеспокоенность? — Пусть они сначала читают Евангелие, чтобы понять, что значит “Христос”. [После того, как они] немного придут в сокрушение, пусть читают Ветхий Завет. Знаешь, как бывает трудно, когда твоей помощи просят люди, ничего не читавшие? Все равно что ученик начальной школы идет к профессору университета и говорит ему: “Помоги мне”. И что тогда говорить профессору? Что “один плюс один равняется двум”?» (Прп. Паисий Святогорец)
  • «Премилосердный Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников, оставил Богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума». (Святитель Тихон Задонский)
  • «Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй – что читала, как овца жвачку. Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать». (Прп. Амвросий Оптинский)
  • «Если напала и беспокоит, например, зависть на брата, то сейчас же искать в книге какого-нибудь святого отца о зависти. Так же — о духе блуда, если беспокоить будет — посмотреть подходящее чтение, равно и при других страстях поступать таким же образом. Так приучается человек обороняться и противостоять страстям». (Святитель Игнатий Брянчанинов)
  • «…Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с деяний, и просите Господа о познании Истины». (Архим. Иоанн Крестьянкин)
  • «Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отечес­кие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию — терпение и смирение». (Преп. Макарий Оптинский)
  • «…Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных». (Преп. Антоний Оптинский)
  • «Прекрати чтение божественной книги, когда душа не хочет уже читанием питаться — сыта, значит. Если поразит какое место, стой на нем и не читай более. Лучшее время для слова Божия — утро, житий святых — после обеда, святых отцов — незадолго пред сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Такие места надо выписывать и хранить, на случай нужды, для возбуждения духа (разумеется, пред чтением прочитать молитву к Богу)». (Святитель Феофан Затворник)
  • «Чтобы забыли мы Книгу жизни — святое Евангелие, растленный разум и мир осыпал и осыпает нас своими книгами, преисполненными суеты мирской, говорящими только о земных благах и происшествиях, или удовольствиях, часто нисколько не питающих души, а только возбуждающих голод духовный». (Святиель Иоанн Кронштадский)
  • «В слове Божием мы видим лицом к лицу Бога и себя, каковы мы. Узнайте же в нем себя, людие! Но не дерзайте сами толковать Евангелие и книги Священного Писания, а обращайтесь к свв. отцам Церкви, которые истолковали его».

Следуя этому совету, в храме Смоленской иконы Божией Матери каждый воскресный день проходят «Евангельские беседы» для верующих. После прочтения стихов одной из глав Евангелия, следует толкование в изложении блж. Феофилакта Болгарского по прочитанному Священному тексту. Кроме этого диакон храма Анатолий Провада знакомит слушателей с Православными Богослужениями: Литургией и всенощным бдением. Новоначальные христиане имеют возможность узнать о том, что обозначает та или иная часть церковной службы. 

 Напоминаем, что «Евангельские беседы» проходят каждое воскресенье, сразу после Литургии.

 

О ДУХОВНОМ ЧТЕНИИ:

Как и в каком порядке читать Библию?

— Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за Богослужением. Он указывается в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета печатается указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

Что можно читать из Священного Писания в пост?

— К ежедневному молитвенному правилу можно добавить чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири.

Как быть, если не всё из прочитанного понятно?

— Пособием для восприятия слова Божия в храме является проповедь священнослужителя, а дома – чтение толкований святых отцов и учителей Церкви. Чтение Священного Писания необходимо сочетать с молитвой.

Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

— Книгу, рассказывающую о Богослужебном Уставе Православной Церкви.

Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

— В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, Таинствах и др.

В какой литературе можно прочесть десять заповедей?

Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

— Евангелие, Псалтирь, Закон Божий, православный молитвослов, жития святых, Акафистник, Канонник.

Как с пользой читать Священное Писание?

— Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Не довольствоваться одним бесплодным чтением Евангелия – стараться исполнять его заповеди.

Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно: даже если очень не хватает времени, одну главу всё же надо стараться прочитывать. С другой стороны, известен совет святых людей, соблюдать при чтении умеренность: она поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением отвращает от него.

Можно ли читать Библию, которую взяли у протестантов?

— Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чём и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения, поскольку тексты священных книг не содержат ничего не православного. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Можно ли христианину читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов?

— Конечно, надо читать книги, надо знать факты. Но если книга вызывает ненависть к кому бы то ни было, то это не православное чтение. Святые отцы дали такой совет: если дух смущается и теряется душевный мир, то книга не от Бога. Книга от Бога несёт в душу мир.

Выбор чтения зависит от разных обстоятельств, потому что и сами люди, и обстоятельства их жизни очень разные. Важно также, где человек живёт: в сельской местности или в городе, и каков его интеллектуальный уровень. Книги следует выбирать и соответственно своему «чину»: семейный человек, вдовец, молодой юноша, и так далее.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере, так как окружающие, зная, что он верит в Бога, периодически задают ему вопросы о вере. И надо уметь дать ответ. Царицей добродетелей всегда признавалось чтение святых отцов, поскольку прежде чем что-то исполнить, это надо узнать. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, можно приблизиться к той глубине их веры, которую они стяжали своей подвижнической, евангельской жизнью.

Что читать новоначальным православным христианам?

— Закон Божий, толкование Святого Евангелия, наставления о духовной жизни, жития святых.

Что читать, чтобы стать членом Церкви?

— Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам.

Можно ли читать Евангелие сидя?

— Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения.

При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

— Это невидимые враги – лукавые злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

Что делать с не православной литературой?

— Надо подойти к ней рассудительно, явно духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры надо предать огню. Просто выбрасывать на помойку такие книги нельзя: во-первых, их могут прочитать другие люди, что может им повредить, а во-вторых, во многих из этих книг есть цитаты из Священного Писания, упоминается Господь Бог, Иисус Христос, и бросать в грязь эти святые имена нехорошо.

(Источник: /cerkovnaya-zhizn/o-duxovnom-chtenii/)

Рубрика: «Вопрос-ответ»

Можно ли в храм заходить в шортах?

К Богу как на рынок, или Немного о дресс-коде