27 сентября православный мир отмечает Великий двунадесятый праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября православный мир отмечает Великий двунадесятый праздник — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Событие, которому посвящен этот праздник, произошло в 326 году. Елена, мать первого римского императора-христианина Константина Великого, получила во сне указание от Бога отправиться в Святую Землю и найти там Крест, на котором был распят Спаситель.

В то время на горе Голгофе, где был распят Иисус Христос, стоял храм богини Венеры. Императрица приказала разрушить языческое святилище и провести на этом месте раскопки. Вскоре были найдены три креста, гвозди и табличка с надписью «Иисус Назорей — Царь Иудейский». На каком из крестов был распят Спаситель, было неизвестно, поэтому иерусалимский патриарх Макарий, помогавший императрице в поисках, возложил три этих креста на тяжело больную женщину. От прикосновения к Кресту Господню она мгновенно выздоровела. Благодаря чуду от Креста также был воскрешен умерший, которого несли хоронить. После этого Крест стал называться животворящим.

Всё это происходило при большом стечении народа: люди услышали, что найден Крест Господень, и пришли взглянуть на святыню своими глазами. Собралась большая толпа, и, чтобы показать всем Честной Крест, Патриарх Макарий несколько раз поднял (воздвиг) его высоко над головой. В честь этого и возник праздник Воздвижения Креста.

На месте обретения Креста Господня император Константин Великий приказал построить величественную базилику, которая ныне известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года.

В православных храмах в этот день совершается особый чин — Крестовоздвижение. В этот день у православных строгий пост, а священники служат в великопостных фиолетовых или темно-красных одеяниях.

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Тропарь праздника:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

Кондак Воздвижения Креста Господня:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню:

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Кресты-мощевики с частицей Честного Животворящего Древа Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других лиц царского рода. Что касается русских паломников в Святую Землю, то по документам и воспоминаниям известно, что с первой половины XIX столетия особо именитые лица получали от Иерусалимского Патриархата кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды.
Русский путешественник и писатель Авраам Сергеевич Норов в 1835 г., пребывая в Святой Земле, получил в качестве благословения подобный крест. Он писал: «Накануне моего отъезда из Иерусалима я слушал обедню на Голгофе… Тут меня наградили сокровищем неоцененным; для меня раскрывали железное решетчатое окно, за которым видна скала Божественной Голгофы, и меня благословили небольшим отломком от нее. С ним я понес весь Иерусалим с собою!.. Я направился в келью митрополита Мисаила; там священный старец благословил меня на путь и на всю жизнь нагрудным крестом, в котором заключалась частичка Честнаго Древа. О! Как утешительно мне было крестное благословение в самом Иерусалиме».
Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской Церкви.

Источник:( http://cspp.svyatinicat/view/id/115315227-sentyabrya-2013-vozdvizhenie-kresta-gospodnya.html)