Православный мир готовится к встрече Великого двунадесятого праздника «Успение Пресвятой Богородицы»

Православный мир готовится к встрече Великого двунадесятого праздника «Успение Пресвятой Богородицы»

 История праздника

С VI века Успение Пресвятой Богородицы начинает праздноваться Церковью 15 августа (28 августа по новому стилю) повсеместно и на Западе, и на Востоке. Успением Пресвятой Богородицы завершается годовой круг двунадесятых праздников.
 
В VIII веке Косьма Маюмсий и Иоанн Дамаскин написали каноны к этому богородичному празднику. Праздник Успения с 14 по 28 августа предваряет двухнедельный Успенский пост, который появился около 1000 года и стал самым поздним из всех постов. Успенский пост, как и Петров, были установлены как компенсация для тех верующих, которые по каким-то причинам не постились в период Великого поста.
 
Праздник Успения Божией Матери появился достаточно поздно, потому что в Священном Писании нет упоминаний об этом событии. Надо отметить, что на страницах Книги деяний святых апостолов говорится, что Богородица находилась вместе с апостолами: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14), и присутствовала в Сионской горнице при Сошествии Святого Духа.
 
 
Все сведения о земной жизни Богородицы, которые позднее собрала Святая Церковь, были взяты из Церковного Предания. Из этих источников мы узнаем, что Успение Пресвятой Богородицы произошло в предсказанное Ей от Господа время.
«День земной кончины Архангел Гавриил возвестил Матери Божией за три дня до Ее Успения. Преставление Пресвятой Богородицы (по общепринятому преданию в 48 г.) было ознаменовано чудесами. Ко дню Успения Царицы Небесной апостолы были восхищены на облаках из разных стран и доставлены в Иерусалим к Ее одру.
Пресвятая Богородица завещала им, чтобы Ее тело было погребено близ Иерусалима в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и св. Иосифа Обручника.
 
 
Когда Пречистое тело Девы Марии апостолы торжественно несли через весь Иерусалим, проходивший мимо процессии первосвященник Афония хотел перевернуть одр, но в тот же миг его руки были отсечены невидимой ангельской силой.
Душа Пресвятой Богородицы еще прежде Ее Успения, а Ее Пречистое тело – сразу после кончины были восхищены Господом на небо.
 
 

 Духовное значение

С богословской точки зрения, праздник Успения Пресвятой Богородицы наиболее тесно связан с праздником Преображения Господня. Господь преобразился, показав Свою славу, и явил свое тело нетленным – указав, что так может быть и со всеми людьми. Это говорит нам о том, что у Бога нет времени, и все возможно. На беседу с Христом пришли из Царствия Божия Моисей и Илия.
 
В Царствие Божие была взята Богородица не только душой, но и телом. Это понимание дает человеку веру и надежду на то, что он может пребывать в Царствии Небесном, не боясь смерти. Бояться человеку нужно только греха, который может отлучить его от Бога, от прекрасного мира праведников.
В празднике Успения мы видим свидетельство того, что мир Божий созидается здесь, на Земле. Пресвятая Богородица, будучи праведной и чистой Девой, молилась за весь мир, молила Господа простить всех тех, кто его распял и убил, мирно почила и была взята на Небо. И сегодня Царица Небесная является предстательницей за весь род человеческий, который продолжает распинать Ее сына своими грехами.
 

В неизвестности, смиренно,
в Назарете Ты цвела;
Средь молитв, уединенно,
Мирно жизнь Твоя текла.
Но Святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил
И Небесною Царицей
Кроткой Деве быть судил.
Но и тяжких испытаний 
Много Ты перенесла!
Крестных Господа страданий
Соучастницей была!
…И теперь, воспоминая
Твоего Успенья час,
Мы взываем: «Пресвятая,
Заступи, помилуй нас!»
Много бурь в житейском море
Средь его сердитых волн,
Но Твоим Покровом вскоре
Не погибнет утлый челн!
Дай нам сил к сопротивленью
В нас бушующим страстям!
Укажи нам путь к спасенью,
К безопасным берегам!…