4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери

4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери

Пред Казанской иконой Божией Матери

К Тебе, Царице милосердной,
К Тебе, о Матерь Божества,
С молитвой теплой и усердной
Мы устремляем все сердца.
За всех Ты молишь непрестанно
Христа – Судью грядущих дней,
И по Твоей мольбе желанной
Он шлет спасенье для людей.
Он дал тебе покров державный,
Так заступи, о Госпоже,
Народ наш русский православный:
Надежда наша вся в Тебе.
Всех, кто в болезнях и напастях,
В скорбях, под бременем грехов
И в тяжких жизненных несчастьях,
Возьми под Свой святой покров.
Лишь с умиленною душою,
С надеждой на Тебя одну
И сокрушенною слезою
К тебе возносим мы мольбу:
Избавь от зол нас и от гнева,
Пошли все блага для рабов
И нас спаси, Царица-Дева,
Ты – наш Божественный покров.
(П. Лебединский)

Чудотворная Казанская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. С обретением, прославлением и почитанием в России этой иконы неразрывно связана история Казанского Богородицкого женского монастыря (ныне мужского). Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалась прежде всего с Казанской иконой Божией Матери, хранившейся в Богородицком женском монастыре.

История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI века). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала об этом матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство принять участие в поисках иконы. 8 июня 1579 года Марфа обнаружила икону Богородицы на месте сгоревшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную недалеко от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже — Казанский митрополит, а затем и Всероссийский Патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал в бытность свою Казанским митрополитом события, связанные с обретением чудотворного образа.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали между собой право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икону так и не нашли. Версии о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам, не нашли подтверждения. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

Однако похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910—1913 гг. непосредственно на месте обретения иконы — в подземелье собора — был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменией. В советские годы Казанско-Богородицкий монастырь, как и многие храмы Казанской епархии, был закрыт. Большинство святынь епархии хранил единственный незакрытый казанский храм Ярославских чудовтворцев на Арском кладбище. Хранил он также и чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Некоторые утверждают, что этот чудотворный список и является той древней Казанской иконой Божией Матери, сохраненной игуменией.

Пред чудотворною иконой Богоматери
(В Казанском соборе)

Как хорошо в Твоем храме, Владычица!
Как сладко душе и светло!
Свободно, спокойно в нем каждому дышится,
На сердце легко и тепло!
Словно Сама Ты, о Мати Всепетая,
Сама Ты здесь с нами стоишь;
Любовию Матерней к людям согретая
На всех с состраданьем глядишь!
И лик Твой, Божественной славой сияющий,
Безмолвно вещает сердцам:
«Придите, молитеся Мне, вам внимающей,
Я всем вам отраду подам!
Молитесь, убогие, бедные, сирые,
Ведь Я для вас Мать и Покров!
Молитесь и вы, грехом отягченные,
Давно Я молитв ваших жду
И, покаянья слезой орошенные,
Услышу Я их и приму!
Молись и ты, старчество дряхлое, хилое!
Молись и ты, юности цвет,
Молитесь и вы, малюточки милые,
Я всех вас покрою от бед!…»
О, Милосердная Мати Пречистая!
Безмерна Твоя к нам любовь;
Ты нам Заступница в скорбех пребыстрая,
Ты наша Мать и Покров!
О, не оставь же нас, Мати любимая;
Молиться Тебе – вразуми;
И с верою теплой Тебе возносимые
Моления грешных прими!