11 сентября Православный мир вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября Православный мир вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Этот великий православный праздник посвящён воспоминанию мученической кончины величайшего из пророков и ближайшего предшественника Спасителя, свидетельствовавшего израильтянам о Его пришествии в мир и, по повелению галилейского правителя Ирода Четверовластника, обезглавленного в темнице в I столетии н.э.

Смерть Иоанна Крестителя напрямую связана с его проповедями: в народе его знали как бескомпромиссного и строгого обличителя греховной жизни, несправедливости и беззакония. Иоанн призывал жить по заповедям Божьим, рассказывал о скором пришествии Мессии.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — один из великих церковных праздников. Традиция праздновать день мученической кончины Иоанна Предтечи — Усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна, который установлен 11 сентября (29 августа по старому стилю), возникла уже в первые века христианства. Святой славный Пророк Иоанн Предтеча в православной традиции почитается как самый великий из святых. Господь Исус Христос назвал Пророка и Предтечу Господня Иоанна ангелом и сказал, что

из рожденных женами не восставал бо́льший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

После Пресвятой Богородицы ему посвящено самое большое количество церковных праздников.

Как тебя назовем, Пророче? Ангела ли, апостола ли, или мученика? Ангела, потому что как безплотный жил; апостола, потому что научил народы; мученика, потому что твоя глава усечена была за Христа.

(Литийная стихера празднику Усекновения главы Иоанна Предотечи, русский перевод)

О мученической кончине Иоанна Предтечи в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелие от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29). Священное Предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова. 

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба — Всенощное бдение. Стихиры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII—VIII вв.) и патриархом Германом(VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии — отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй — святитель Андрей Критский. Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи: 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни: «На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание».

Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять».

Иконы праздника

В Православной Церкви известны иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи еще ранневизантийской эпохи. В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предтеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.

С усекновением главы Иоанна Предтечи символически связаны еще два иконописных сюжета: на иконах сошествия Христа во ад святой Пророк и Предтеча изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы. Другой образ — так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI—XVII веках. На иконе Иоанн Предтеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».

Распространены также иконы святого Иоанна Предтечи с клеймами — сценами его жития.


Тропарь: Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

Кондак: Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание: Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

(Источник: https://www.sedmitza.ru/text/789232.html; useknovenie_glavy#id_6)