![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
Евангельское чтение 6-ой недели Великого поста. Цветоносная; Вербное воскресенье.Мф.21:1. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, Мф.21:2. сказав им: пойдите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; Мф.21:3. и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Мф.21:4. Всё же сие было, да сбудется реченное чрез пророка (Ис.62:11; Зах.9:9), который говорит: Мф.21:5. скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
Толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского:
Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же – воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое – Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов – Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и не справедливы, Христос же – царь кроткий.
Мф.21:6. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: Мф.21:7. привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей – об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников. Мф.21:8. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; Мф.21:9. народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна ********* Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей – проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подостлали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие – это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие – это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. «Я есмь путь», – говорит Он (Ин.14:6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ея, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. «Осанна» – по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а, по словам других, что вернее, – «спаси» нас. Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: «Ты ли Грядущий?» (Лк.7:20), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня, и приготовляться к этому. Мф.21:10. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: Кто Сей? Мф.21:11. Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского
Толкование:
Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это – Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый.
|
![]() |
Православный календарь
|