49107.jpg
 

Добавить этот сайт

Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

«Свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе»

 Автор: протоиерей Олег (Стеняев).

Общее название сегодняшней беседы: Свидетельство Господа Иисуса Христа об Иоанне Крестителе, и мы будем рассматривать 11-ю главу с 1-го по 19-й стих.
И мы читаем 1-й стих упомянутой главы:

«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их» (Мф.11,1).

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Послав учеников, Сам Он на время успокаивается, не творит чудес, а только учит в синагогах».
То есть Иисус Христос приступает к исполнению обычных раввинских обязанностей. Он учит людей Закону Божию в синагоге. Как мы ранее беседовали, раввины в те времена были народными учителями, которые в противоположность иудейским священникам не отгораживали себя от общения с простым народом, а, напротив, находились в самой его гуще. Раввины не входили в элитарный клуб храмовых священников, закрытый для каждого простого человека и даже для не храмовых левитов, а жили именно интересами простых людей, разделяя их труд, скорби и переживания.
Так как Христос пришел не «…нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5,17), в Его обязанности (по Закону) входило научение людей правильному исполнению Божьих Заповедей. То есть учить и наставлять из Закона в синагоге — была Его прямая обязанность.
И мы читаем далее:

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11,2-3).

Как мы ранее говорили, Иисус вступает на общественное служение проповеди только после ареста Иоанна Крестителя. И в этом заключается символический смысл. Иоанн Креститель, последний ветхозаветный пророк, и, плененный царем Иродом, он символизирует плененный Закон, над которым воцарился и превознесся грех. Креститель символизирует собою последние, на пределе возможностей, человеческие усилия в деле исполнения Божией Заповеди; а Ирод — символ победы греха над благочестием, когда грех пленяет в нашей жизни любое доброе намерение в деле исполнения Божией Заповеди. Апостол Павел писал о подобном соотношении: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8,3).
Итак, здесь мы видим, что Иоанн Креститель «послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого». Конечно, не надо видеть в этих словах Иоанна Крестителя хотя бы намек на сомнение в миссии Иисуса Христа из Назарета. Человек, который при Иордане слышал свидетельство Самого Бога Отца о Сыне Своем, не мог и не сомневался в миссии Господа Иисуса Христа. Но сомнение коснулось самих учеников Иоанна Крестителя так называемых «иоаннитов».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Иоанн вопрошает не как незнающий, ибо он сам показал [Его] незнающим такими словами: ″Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира″. Он слышал голос и Отца, говорящего: ″Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение″, и послал учеников своих ко Христу, чтобы они в этом случае, видя совершаемые знамения и силы, уверовали в Него и через вопрос своего учителя, научились сами».
Блаженный Феофилакт разделяет это же мнение, он пишет: «Иоанн спрашивает не потому, будто не знает Христа. Как ему не знать Того, о Ком свидетельствовал: ″се Агнец Божий″? Но спрашивает для того, чтоб убедить своих учеников, что Он есть Христос. Поелику они завидовали Христу: то Он посылает их к Нему, дабы хотя при виде чудес уверились, что Христос больше Иоанна». То есть Иоанн ищет не себе славы, но Христу, а сам, находясь в темнице, ожидает смерти от Ирода, осознавая закат ветхозаветного времени и начало эры Нового Завета.
Сами же ученики Иоанна Крестителя завидовали апостолам и ревновали славу Христову. Сказано: «И пришли к Иоанну (то есть его ученики — по истолкованию Иеронима Стридонского) и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3,26-30).
По мнению блаженного Феофилакта, Иоанн Креститель был посвящен в величайшие тайны спасения рода человеческого. Так, например, он пишет: «Иоанн знал, что Господь сойдет с душою во ад, дабы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, кото-рые уверовали бы в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не как не-знающий, но как желающий вразумить учеников своих о Христе действием чудес Его».
Здесь уместно обратить внимание на высказывание святителя Григория Богослова, которого цитирует блаженный Феофилакт, о том, что Господь сходит во ад, «дабы и там… спасти тех, которые уверовали бы в Него, если бы Он воплотился в их дни». В этих словах святителя Григория Богослова заключен ответ на вопрос: а как же будут спасаться те, которые никогда не слышали о Христе или получили не соответствующее истине свидетельство? Ответ очевиден: сердцеведец Господь оценит их по тому, как бы они повели себя, «если бы Он воплотился в их дни». Причем очевидно, что эти слова надо применить и по отношению к людям, живущим после Пришествия Сына Божия на землю. Тогда и получается, что все имеют равные возможности в деле спасения и никто не ущемлен в этом вопросе. Действительно, не должны же люди погибнуть только потому, что до них не доехали православные миссионеры или потому, что приехавшие проповедники изъяснялись и непонятно и не убедительно. Или спросим себя: а как спасались жители Америки до открытия ее латинянами, если с точки зрения Православия и сама их проповедь была ущербной?
То есть Господь, КоторыЙ не изменяем, и ныне сходит в ад различных душ и там, взвешивает и определяет, как бы эта душа повела бы себя, живи она в дни Его земной Жизни, как «если бы Он воплотился в их дни». Профессор А. И. Осипов справедливо утверждает, что сошествие Христа во ад, равно как и Его Крестная смерть, имеют вечное и непреходящее значение. Таким образом, каждое поколение в существовании рода человеческого может пережить всю полноту Божьего спасения. В этом смысле известные слова из Книги Откровения, что спасенные будут «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7,9) надо понимать не только в пространственно-географическом, но и в пространственно-временном (историческом) значении.
Природа Творца такова, что Он ни как не ограничен, ни временем, ни пространством, и в каждом моменте исторического существования рода человеческого Он действует с одинаковой силою. В этом смысле люди, живущие в одно и то же время, могут параллельно переживать как ветхозаветное, так и новозаветное состояние духа. Так, например, те же самые иудеи и мусульмане, по-прежнему обитают в духовном пространстве Ветхого Завета; в то же время некоторые ветхозаветные пророки по динамике пребывания в Откровении о Христе могут рассматриваться ранними евангелистами. Святой Иустин Мученик почитал многих мудрецов античного мира, «христианами до Христа», но, естественно, благодаря всеянному в них Духу Христову, Который издревле говорил и в пророках (1 Пет.1,11).
А то, что глас Божий, звучит в совести и самих язычников и в соответствии с их реакций на него они и будут судимы, писал и апостол Павел: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,14-16).
Нам, христианам, почаще надо вспоминать следующие слова из Писания, сказанные о Христе, что «Он есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших в Него, православных христиан — О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2,2).
Итак, получается, по учению святителя Григория Богослова, что если спасение откроется для не знавших Христа, то оно не будет вопреки Христу, но совершится в Нем и Им, как «если бы Он воплотился в их дни».
Но вернемся к нашему повествованию. Что же Сын Божий отвечает на сомнения и недоумения, учеников Иоанна Крестителя?
Далее сказано:

«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11,4-6).

Сказав: «нищие благовествуют», именует этим словом, «нищие», самих апостолов, ибо они, идя на проповедь, ничего не брали с собою: ни золота, ни серебра, ни даже обуви. Как мы ранее говорили, нищие — одно из древнейших и первенствующих наименований уверовавших во Христа.
Блаженный Иероним пишет: «Разумеются или нищие духом, или нищие богатствами или: делами». То есть наша нищета и в самих добродетелях восполняется Христом, «немощное врачующего и оскудевающее восполняющего».
Словами: «и блажен, кто не соблазнится о Мне», похваляет Своих учеников и осуждает учеников Иоанна Крестителя.
И далее мы читаем:

«Когда же они (то есть ученики Иоанновы — О.С.) пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф.11,7-9).

Здесь Сын Божий хвалит Иоанна Крестителя, и становится окончательно ясно, что сам Иоанн Креститель ни на мгновение не усомнился в Господе, но соблазн сомнения коснулся только его учеников.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Зачем вышли вы в пустыню? Разве затем, чтобы посмотреть на человека подобного тростинке, который движется всяким ветром и легкомысленно сомневается в том, о чем прежде проповедовал? Или, может быть, он возбуждается против Меня движимый завистью, и проповедь его устремлена к приобретению тщетной славы, так что он ищет от нее выгоды? К чему он будет желать богатства? Разве для того, чтобы питаться изысканными блюдами? Но ведь он питается саранчой и диким (silvestri — лесным) медом! Или, может быть, для того, чтобы одеваться в роскошные одежды? Но покровом ему служит верблюжья власяница! Такого рода пища и одежда пользуются гостеприимством только темницы, и проповедь истины находит себе такое пристанище. А те люди, которые (суть) льстивы и стремятся к прибыли, и ищут богатств, и утопают в удовольствиях, и одеваются в роскошные одежды, [те] живут в палатах царей. Из этого следует, что строгая жизнь и решительная проповедь должны избегать царских дворцов и уклоняться от палат изнеженных роскошью людей».
Словами: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» — Сын Божий показывает величие Иоанна Крестителя над всеми ветхозаветными пророками; то есть то, что сей угодник Божий подвизался на пределе человеческих возможностей. Ветхий Завет — и есть время человеческих инициатив и возможностей, в то время как Новый Завет — время вмешательства Самого Бога в дело нашего спасения.
Далее Господь Иисус подтверждает сказанное об Иоанне Крестителе, ветхозаветным пророком:

«Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10).

Но далее Иисус Христос говорит нечто более чем таинственное, Он восклицает:

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11,11).

Что могут означать эти таинственные слова?
Они означают, что омытый Кровью Христовой христианин выше любого нехристианина, старающегося спасаться по Закону. Больший — Тот, Кто все исполнил, а святой Августин Блаженный говорил: «весь Закон исполнен, когда все грехи прощены».
Ветхозаветный праведник, даже такой великий, как Иоанн Креститель, не может исполнить всего, иначе бы он не нуждался во Христе как в Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира; а новозаветный грешник, прощенный Христом, становится по благодати выше и самого Иоанна Крестителя. Православная Церковь учит, что и Сама Божия Матерь нуждалась в искуплении первородного греха. Не имея на Себе личных грехов, Она Своими собственными усилиями не могла очистить Себя от наследственного первородного греха.
При равенстве духовных возможностей, более чем очевидно, что в познании и рас-крытии истины, как учил святитель Иоанн Златоуст, Новый Завет отстоит от Ветхого Завета, как небо от земли.
И мы читаем далее:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Если, — как мы выше сказали, — первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: ″Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное″, то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), то есть приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе».
Конечно! Нам, рожденным на земле, трудно взобраться на Небо. Рожденным во грехе и тлении трудно стяжать святость и нетление; невозможно ценою временной жизни приобрести Жизнь вечную.
Но невозможное для человеков оказывается возможным для Бога. Он и соделался Человеком, чтобы в Себе Самом и совершить чудо нашего вечного спасения. А с нашей стороны требуется усилие веры, впрочем, и любое пожелание и усилие, могущие образоваться в нас, в деле нашего спасения, Бог Сам вызывает и контролирует в нас. Сказано: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2,13); и еще: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. ″Вот Я! вот Я! ″ говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (Ис.65,1).
И мы читаем далее:

«ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11,13-14).

Блаженный Феофилакт так истолковал эти стихи: «″Я, говорит. Тот Самый, Который должен придти, потому что все пророки исполнились: но они не исполнились бы, если бы Я не пришел: поэтому вам нечего более ждать другого пророка″. Слова же: ″И если хотите принять, он есть Илия″, — означают сие: ″если хотите судить здраво, без зависти, — то это тот, которого пророк Малахия назвал грядущим Илиею″. И Предтеча и Илия имеют одинаковое служение: Иоанн был Предтечею первого Пришествия, а Илия явится Предтечею будущего».
Некоторые люди, которые неразумно увлекаются языческими баснями и философией, безумно говорят, что якобы Иоанн Креститель был перевоплощением пророка Илии. Подобное утверждение дико и неверно. Во первых, никакого перевоплощения нет, так как в нем нет никакого смысла.
Если от вечности отнять 100 лет, сколько останется? Вечность! А если отнять 1000 лет, сколько? Тоже вечность! Иными словами, время в данном вопросе ничего не значит и ничего не решает. Человек спасается не прошлым и не будущим, но только настоящим. Сказано: «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6,2).
С другой стороны, пророк Илия до сих пор не умер. Он живьем был взят на Небо, и придет опять только при правление антихриста, в сретение Пришествия Христова. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Итак, Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что — как говорит другое Евангельское свидетельство — он придет в духе и силе Илии, [то есть] будет иметь ту же самую благодать или меру mensuram) Духа Святого».
И мы читаем далее:

«Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф.11,15-17).

Этими словами Сын Божий показывает, что духовно глухие никогда не будут нами довольны. Неспособные слушать с верою Слово Божие всегда будут высказывать несогласие и с проповедниками Святого Евангелия; их всегда что-то будет и огорчать, и раздражать в нас. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Этою притчею указывает на грубость и своенравие иудеев: им как людям своенравным не нравились ни строгость жизни Иоанна, ни простота Христова, но они подобны были глупым и своенравным детям, которым никак не угодишь, хоть плачь им, хоть играй на свирели».
Вывод очевиден — нам не надо заискивать перед чуждыми нам и нашей вере людьми. Лучше сторониться их мнения о нас и о других христианах и совершенно не надо страшиться их человеческих суждений. Сказано: «Послушайте Меня, знающие правду. Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» (Ис.51,7). Как я часто говорю: блудники будут говорить о нас, что мы развратились; нечистые на руку будут подозревать нас в воровстве; лгуны обвинят нас в неправде, а злодеи в коварстве. И вся эта неправда будет свидетельствовать только о самой порочности сплетников, доносчиков и пересуживающих. Но ни в коей мере не коснется самих страдающих от людской молвы. Это аксиома: грешник в каждом видит свои собственные грехи, равно как и праведник видит всех очищенными и прощенными.
Далее Сын Божий говорит:

«Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф.11,18-19).

Блаженный Феофилакт пишет так на сии евангельские стихи: «Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах и в действиях; а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, снисходителен, да всех приобрящет; благовествовал Царствие, не показывая той строгости, какую обнаруживал Иоанн. Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил; напротив, у Христа была пища обыкновенная. Он и хлеб ел, и вино пил. Таким образом, жизнь их была противоположна одна другой. Однако иудеям не нравилась ни та, ни другая; об Иоанне, который не ел и не пил, говорили: в нем бес, а Христа, который ел и пил, называли человеком, любящим есть и пить. Евангелист не записал всех клевет их, почитая достаточными и сии слова к их обличению».
Вывод, который мы можем сделать из сказанного, очевиден, мы читали об этом ранее: «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф.10,25). То есть, Учителя ругали, пусть и нас ругают; на Него клеветали, и мы потерпим. Начни христианин жить целомудренно, назовут его извращенцем; начни жить в нищете, назовут жадным; начни жить в кротости и смирении, назовут трусом; начни жить в мире с врагами, назовут предателем. Никогда и никак мы, верующие, не сможем угодить враждебно относящимся к нам.
Впрочем, если и за дело злословят нас, и это для нас благо. Ибо, пострадав здесь, меньше претерпим в День Судный.

Источник: www.podvorie-sokolniki.ru
 

Подборка икон и фотографий мощей Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи

 

Православный календарь

 

Православные храмы микрорайона Давыдково