00000483.jpg
 

Добавить этот сайт

Опубликовать в своем блоге livejournal.com
 

Петров пост – наверстывание упущенного

  Автор: Протоиерей Димитрий (Карпенко), руководитель сектора «Методология и практика миссионер­ской деятельности» Синодального миссионерского отдела.

Несомненно, что 2010 год выдался особым. И Пасха самая ранняя из всех возможных, и Благовещение на Светлой седмице, и наступающий Петров пост, по своей продолжительности являющейся ни чем другим, как четыредесятницей. Мож­но с уверенностью сказать: другого тако­го Петрова поста в нашей жизни уже не будет.

Хотя с точки зрения церковного устава сложно назвать Петров пост совершен­ным постом, так как в это время пред­полагается возможным вкушение рыбы. Еще сегодня в Греции большая часть мо­настырей считает, что постная пища – это пища без растительного масла.

Впрочем, существует мнение, что Петров пост – это пост, который дан нам для того, чтобы на­верстать упущенное в Великом Посту. Что ж, действительно хороший повод для того, чтобы провести время наступающего по­ста с пользой.

Думаю, не нужно долго говорить о том, что внешняя составляющая любого поста (невкушение скоромной пищи) являет­ся лишь вспомогательной его функцией, призывающей нас обратить внимание на главное – своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. Если мы живем не для еды, то небольшие ограничения в пище вовсе не составят для нас особого труда: может быть, по первости будут сложности, но при нали­чии решимости все это вполне преодоли­мо. Наша осмотрительность в еде должна дать нам способность быть осмотритель­ными и в наших повседневных поступках, словах и даже мыслях. И здесь мы долж­ны научиться главному – ставить хотя бы небольшие, но вполне конкретные цели и стараться их достигать. И так от одно­го поста к другому мы будем постепенно преодолевать в себе все то, что отделя­ет человека от Бога. Собственно, в этом и заключается путь нашего спасения.

Главное, что должно сопровождать нас во дни любого поста – это молитва. Мы знаем, что есть утренние и вечерние мо­литвы, но это вовсе не отменяет того, что у нас может быть и своя собственная молит­ва, наше личное обращение к Богу. Важно избрать себе такое правило, которое не было бы слишком обременительным, но которое мы бы всегда могли исполнить. Со временем, если мы будем постоянны в этом правиле, у нас появится очень важ­ная и крайне необходимая составляющая нашей духовной жизни – опыт. Обретя опыт в постоянной, пусть и непродолжи­тельной, молитве, мы научимся самоорга­низации, без которой невозможно духов­ное возрастание.

Конечно, любой пост немыслим без на­шего участия в таинствах Церкви. Соб­ственно без этого вообще немыслима наша жизнь в Церкви, но период постов особенно необходим нам для того, что­бы навести в нашей таинственной жизни порядок. Таинство Евхаристии должно восприниматься нами не как награда за понесенные труды (трехдневный пост, вы­читанное правило), а как жизнь во Хри­сте, подаваемая нам в таинстве Его Тела и Крови. Если в обычное время мы сму­щаемся необходимостью поститься, то в период поста этим смущаться вовсе не нужно, так как к посту призываются все, а значит нужно это время максимально ис­пользовать для того, чтобы постараться изменить наше отношение к причащению. Совместное причащение православных христиан за литургией, есть исполнение воли Божией о нас, а время поста – это не время своеволия, это время, когда мы должны постараться научиться жить по воли Божией, чтобы потом жить так не только в дни постов, но и всегда.

И главное, как мы уже говорили, не за­бывать ставить себе вполне конкретные и ясные цели и стараться их достигать. Так как Петров пост считается постом нестрогим, то и задачу я бы предложил на его время не совсем строгую. Давай­те попытаемся каждый вечер уходящего дня проводить хотя бы в небольшом, но в размышлении о том, как мы его прожили. Что мы сделали плохого, а что хорошего? Пускай это займет у нас совсем немного времени – пять, десять минут, но если по­добный анализ прожитого дня войдет у нас в привычку, то это означает, что мы сделали еще один шаг вперед в деле на­шего спасения. Ведь если мы научимся анализировать, то значит, вскоре мы на­учимся делать из этого выводы, а все это дает надежду на то, что мы, наконец, нач­нем менять свою жизнь.

Источник: Православие и мир.

 

Православный календарь

 

Православные храмы микрорайона Давыдково