Клуб «Музыкальные встречи»

Клуб «Музыкальные встречи»

«Каждый день мы слушаем разную музыку, которая доносится ото всюду — из радиоприёмников, в магазинах, кинотеатрах, кафе… Музыка везде и всюду, где бы мы не находились. Мы слушаем её и даже не задумываемся о том, какое влияние она оказывает на нас. Оглянитесь вокруг… Мир прекрасен. В нём есть шелест листьев, пение птиц, капли дождя, бьющие по крыше, шум морского прибоя… Эти звуки не сравнятся ни с одной супер-модной и популярной композицией. Задумайтесь о том, что вы слушаете и не становитесь врагами своего организма!»

Картинки по запросу дождь в сосновом лесу

«Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь». (А.О. Лучина)Картинки по запросу картинка природа Россия

«В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.

Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений. Картинки по запросу картинки опера иван сусанин Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений. Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле знаменного распева, представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал. Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.Похожее изображение

Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности. Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»). Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»)». (Источник: https://music-education.ru/pravoslavnaya-tserkovnaya-muzy-ka-i-russkaya-muzy-kal-naya-klassika/)

Похожее изображение

=

КЛУБ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ» ПРИ ХРАМЕ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Приглашаем окунуться в мир Православной музыки и познакомиться с творчеством композиторов сочинявшим свои произведения основываясь на духовность.

Картинки по запросу картинки православные композиторы

Дорогие братья и сестры!

На «Музыкальных встречах», проходящих при нашем храме 1 раз в месяц,

 вы откроете для себя ранее неизвестные  факты из биографии любимых православных композиторов и исполнителей,

а также встретитесь с приглашенными гостями имеющими отношение к миру музыки.

 Интересных вам встреч и новых открытий!

=

04/11/23

После утреннего праздничного Богослужения в честь Казанской иконы Божией Матери, прихожане Смоленского храма собрались в помещении звонницы для того, чтобы прослушать православные песнопения. В клубе «Музыкальные встречи» звучали песенные молитвенные прошения, а также  слова благодарности обращенные к Приснодеве, которые заставили верующих поразмыслить, а также вслух порассуждать о вечных ценностях жизни и православных догматах.

28/10/23

Его не стало 16 сентября — он скончался после продолжительной болезни на 95-м году жизни. Его можно было назвать классиком при жизни. Живой, умный, наделенный огромной жаждой жить и творить человек — таким был не стареющий Николай Николаевич Добронравов.
Он — гениальный наш современник, аккумулировал в своем творчестве всю историю страны. Великая Отечественная война, все великие стройки СССР, этапы покорения космоса, самые значимые вехи в истории комсомола, все историческое наследие прошлого века — все живет в его стихах. Но и день сегодняшний находил в них свое отражение.

По случаю кончины поэта Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования: «Глубоко скорблю о кончине выдающегося русского поэта-песенника, лауреата Государственной премии СССР, почетного члена Патриаршего совета по культуре Николая Николаевича Добронравова», – сказал Первосвятитель.

Как отметил Святейший, «будучи православным христианином и истинным патриотом, почивший обладал ярким талантом и замечательными душевными качествами. Созданные им в творческом союзе с супругой сотни музыкальных композиций о любви, дружбе, верности, чести отличаются богатством форм и глубиной образов, они стали своеобразной летописью минувшего века и достоянием нескольких поколений наших соотечественников.  Также Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что песни на стихи Николая Добронравова, «наполненные подлинным смыслом и побуждающие задуматься о вечных ценностях, помнят, знают и любят не только в России, но и далеко за ее пределами». «До преклонного возраста Николай Николаевич находил в себе силы встречаться со слушателями и общаться с ними, чувствуя ответственность за сохранение в жизни современников духовно-нравственных идеалов, утверждению которых он посвятил свои дарования», – также сообщил Первосвятитель.

 

О замечательном поэте шла речь в сегодняшних «Музыкальных встречах». Говорили о жизненном пути Николая Николаевича и хором пропевая вспоминали его знаковые песни. А они являлись отражением того времени: ударные послевоенные стройки, освоение тайги, строительство БАМА, Магнитка, победы наших спортсменов на международных аренах и мн. др.

16/07/23

Цикл песен объединенных темой: «Все мы родом из детства» представил благодарным слушателям прихожанин храма Смоленской иконы Божией Матери, автор и исполнитель песен собственного сочинения, гитарист Л. Н. Медведев.

Присутствующие «совершили путешествие» по московским улочкам 60-х, 70-х годов, «посетили» роддом конца 40-х годов прошлого века им. Грауэрмана на Большой Молчановке. Окунувшись в послевоенные годы, узнали какую одежду носили малыши родившиеся в военные и послевоенные годы и во что они играли.

На фоне суровости жизни: бедности и голода, людей объединяло одно — ликующая радость Победы в В.О. войне, вера в светлое будущее, бескорыстная доброта к ближнему, единение и мн. др.

Своеобразный экскурс во времена конца 40-х, 50-х и начала 60-х годов так увлек воображение православных слушателей, что несмотря на затянувшуюся творческую встречу с Львом Николаевичем расходиться никто не спешил.

 

25/06/23

На этот раз речь шла о нашем современнике — талантливым, от Бога, композиторе Алексее Рыбникове. Этого человека в нашей стране знает каждый. И даже те, кому имя «Алексей Рыбников» ни о чем не говорит, тем не менее знакомы с ним через удивительно-вдохновенную музыку.

Озорные и трогательные песенки из фильмов «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино», пронзительная в своей искренности мелодия из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», лирическая баллада из «Вам и не снилось» и, наконец, один из самых знаменитых гимнов любви «Я тебя никогда не забуду» и воспевающей любовь «Аллилуйя» из рок-оперы «Юнона и Авось» — все это бесценное богатство, которое подарил нам Алексей Рыбников.

Соц. раб. прихода Гордеева Г. В., рассказала слушателям о детстве композитора, о том, что музыкальная одаренность Алексея  проявилась очень рано: в 8 лет он уже написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму «Багдадский вор», в 11 стал автором балета «Кот в сапогах». Присутствующие в «Музыкальном клубе» узнали, как композитор пришел к вере, а также о том, что Алексей Львович написал целый ряд произведений духовной музыки. Именно это направление в творчестве он считает для себя главным. В центре его  произведений — духовные искания человека, стремление к Богу. И конечно же звучала музыка композитора, которая никого не оставляла и не оставляет равнодушным.

   

07/05/23

Накануне Дня Великой Победы — 9 Мая, в актовом зале прошла музыкально-поэтическая композиция «Памяти верны!». Взрослые и маленькие прихожане хором пели песни военных лет, а также музыкальные произведения современных авторов, приуроченные к Дню Победы над фашистскими захватчиками.

26/03/23

Верующие, с помощью ведущей клуба Г.В. Гордеевой, попытались прочувствовать слова Великопостных песнопений, которые отличаются особой проникновенностью, глубиной, трепетом и покаянием.

Были прослушаны отрывки некоторых из них, а сопроводительный текст ведущего помог вникнуть в смысл постовых напевов: «На реках Вавилонских» (Псалом 136), «Покаяния отверзи ми двери», «Да исправимся молитва моя», «Ныне Силы Небесныя»…

12/02/23

Сталинградская битва вошла в историю Великой России, как самое крупное сражение и завершилось блестящей Победой советских войск над немецко-фашистскими захватчиками. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом».

Этому значимому для нашей страны событию, была посвящена творческая встреча в актовом зале приходского Дома причта.

Прозвучали стихи и песни о Сталинграде, военные сводки со сталинградского фронта, воспоминания о воевавших сродниках. Присутствующие в зале слушатели «прошли» боевой путь от начала и до самого конца Сталинградской битвы. А хором исполненная песня «Катюша» стала завершающим аккордом в сегодняшней встрече.

10/08/22

Своими размышлениями о жизни, о том как наши дела, слова и поступки влияют на нашу судьбу, на людей находящихся возле нас, поделился поэт-песенник, бард — Лев Николаевич Медведев. Зрители  услышали не только авторские песни, но и поближе познакомились с творческим путем Льва Николаевича, его профессиональной деятельностью, а также удивительными встречами, которые так или иначе повлияли на его приход к вере, к Богу.

13/06/22

Творческий вечер с поэтом-песенником Л.Н. Медведевым. Прозвучали песни отображающие разные периоды нашей страны, а также песни-размышления: что есть совесть, дружба, любовь к Родине и близким?

08/05/22

«Я пришел на „Голос“ прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал».  «Песни, которые я пою, — это все же тяжелая пища, и она не для всех. Более всего они находят отклик в сердцах людей зрелого возраста, которые понимают глубже жизнь и, конечно, понимают серьезную музыку. Они воспитывали свой музыкальный вкус в течение долгих лет и знают толк в настоящем искусстве. Но и молодежь вместе со своими сродниками тоже подтягивается и открывает для себя новую интеллектуальную пищу». (Иеромонах Фотий)

Встреча участников «Музыкального клуба» была посвящена победителю музыкального проекта 2015 г. «Голос 4 сезон» иеромонаху Фотию. Познакомились с его творчеством, его пути к познанию Истинного Бога.

(Встречу провела и подготовила соц. работник прихода Г.В.Гордеева).

08/09/21

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».

Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире. После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако музыкальные сочинения Рахманинова были известны всему миру, не исключая и Советского Союза.

«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Формирование и расцвет творчества Рахманинова приходится на 1890-1900-е гг. время, когда в русской культуре происходили серьезные перемены. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы».

С.В. Рахманинова по праву можно назвать православным композитором. Он любил слушать знаменные распевы и их отголоски звучат в произведениях композитора. Во многих музыкальных сочинениях звучат колокола. Ранним утром композитор любил приезжать на Литургию растворяясь в песнопениях церковного хора.

В 1892 году С.В. Рахманиновым был написан духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу…». Обращение композитора к православному церковно-певческому искусству не было случайным эпизодом. Несколькими годами позже он намеревался написать полный литургический цикл, о чем свидетельствует его письмо к С. В. Смоленскому от 30 июня 1897 года. Одной из причин, по которым это намерение не было реализовано, являлась, по-видимому, тяжелая душевная депрессия после неуспеха Первой симфонии. Только в 1910 году, когда была написана Литургия св. Иоанна Златоуста, долго вынашивавшееся желание оказалось осуществленным, а вскоре появилось еще одно крупное монументальное сочинение подобного же рода — Всенощное бдение. Оба произведения принадлежат к выдающимся образцам рахманиновского творчества поры его высокой зрелости».

Остается добавить, что прихожане храма Смоленской иконы Божией Матери вспоминали великого православного композитора под музыку его великих творений в рамках приходского клуба «Музыкальные встречи».

18/04/21

В «Музыкальном клубе» при храме в честь Смоленской иконы Божией Матери прошла очередная встреча, в ходе которой верующим было предложено вспомнить песнопения сопровождающие великопостные богослужения, были заслушаны отрывки некоторых из них.

«Часто именно богослужебное пение — первое, что трогает ум и сердце человека, посетившего храм. Восприятие его смысла делает молящегося уже на земле причастником блаженной будущей жизни.

Всем известно, как важно красивое гармоничное пение хора за богослужением. Его легче воспринимать, чем монотонное чтение. Верующие, в зависимости от тональности и характера исполнения произведения, легче настраиваются на определенный молитвенный лад: покаяние или благодарение, восхваление или прошение».

«Церковное пение не просто оформляет чинопоследования, но раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, является мелодической проповедью, звуковой иконой Богослужения».

Об этом поведала своим внимательным слушателям Г. В. Гордеева.

07/12/20

В воскресенье, после утреннего Богослужения, в помещении звонницы прошли очередные «Музыкальные встречи». Речь шла о влиянии классической музыки на человека, на его мироощущение, на познание Бога, здоровье как телесное, так и духовное.

Несомненно «качество» того или иного музыкального произведения, в первую очередь, зависит от самой личности автора сочинявшего музыку, его жизненной позиции, принятии в свою жизнь Бога как Творца мира видимого и невидимого, как нашего Создателя.

Разговор шел и о том, как Бог взаимодействует с миром и воздействует на жизнь каждого человека в отдельности, а мера этого присутствия очень различна. Как говорил апостол Павел: «Люди, которые изгоняют Бога, согрешают непрерывно, у них совесть становится сожжённой, покрытой слоем пепла». На примере известных композиторов ХIХ — ХХ вв. был прослежен тернистый путь поисков себя в этом мире и смысла в жизни вообще.

13/09/20

«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» — эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его «Русской тетради«, «Перезвонов«, балета «Анюта» — подтверждение тому. И секрет этого успеха — не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке — доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. И еще — Гаврилин в высшей степени наделен редким, горьким и святым даром истинного художника — способностью чувствовать чужую боль, как свою… Этика и эстетика его музыки близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова».

О талантливом композиторе, воспевающего и по настоящему любящего свою Родину, шла речь в нашем музыкальном клубе. Были прослушаны музыкальные произведения Валерия Гаврилина, а также просмотрен док. фильм приуроченный к его 70-ти летию.

 

23/08/20

После утреннего Богослужения, в помещении звонницы, в рамках приходского клуба «Музыкальные встречи», прихожане познакомились с творчеством певца, композитора, звукорежиссера, аранжировщика Игоря Петрова.

Социальный работник храма Смоленской иконы Божией Матери — Г.В. Гордеева вкратце познакомила верующих с основными жизненными вехами православного исполнителя и композитора, после чего для прослушивания были предложены проникновенные песни (не удержались и подпевали хором припевы), после этого посмотрели двадцатиминутный документальный фильм режисера С. Малафеевой «Звезда моих полей» о композиторе, его пути к Богу. «У каждого человека есть свой земной путь. Но особый путь – путь художника. Художник не только открывает мир для себя, он еще дарит людям художественный образ этого мира. Герой нашего фильма – певец и композитор Игорь Петров — выстраивает мир песен, мир музыки, в которой открывается образ России. Его музыка помогает понять русскую душу и искренне полюбить православную веру. Его личный путь – дорога исканий и размышлений – будет интересен всем думающим людям, любящим Россию».

 

05/02/20

«Я песней Господу молюсь» — сказала в одном из интервью газете «Благовест» православная певица Юлия Славянская. Эти слова кратко и точно выражают суть ее десятилетнего творческого пути.
У Юлии типично славянская внешность, поэтому артистический псевдоним певицы оправдан во всех отношениях. Родился он не случайно и, в первую очередь, является своеобразным зеркалом её мировоззрения, её стремления быть ближе к народным корням, к животворящему слову, а значит и к Богу – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1, 1). Искание Божественной правды, любовь к Творцу и к ближним, покаянное чувство и радость о Воскресшем Господе всегда составляло основу внутренней жизни русского человека. Всё это отчётливо слышится в песнях Юлии Славянской».
С творчеством известной исполнительницы, ее исканиях на жизненном пути познакомились присутствующие сегодня в клубе «Музыкальные встречи». Клуб создан относительно недавно, но за короткий промежуток времени верующие имели возможность познакомиться со многими православными композиторами не только нашего времени, но и прошлых веков.
=
 Картинки по запросу "юлия славянская биография картинки"  Картинки по запросу "юлия славянская биография картинки"

08/12/19

«Религиозное восприятие композитора Г.Ф. Генделя».

«Когда Генделю исполнилось 11 лет, его учитель музыки органист Фридрих Цахау сказал мальчику, что его учить больше нечему, настолько выдающиеся успехи были у будущего гения. В дальнейшем Генделю было уготовано стать всеобщим любимцем — причем у простого народа и у королей. Гендель был бесконечно неудержим в своем творчестве. Им написаны масса опер, церковных хоралов, органных концертов и инструментальной музыки. Счастлив был он, счастливы были его слушатели. Но в возрасте 52-х лет у композитора случился инсульт и вся правая половина тела была парализована. Великий музыкант стал истово молиться, как не молился до того. И случилось чудо — он выздоровел. С тех пор Гендель почти не писал опер, но написал множество ораторий на тему Священного Писания и сила этой музыки была такова, что Б.Шоу  писал: «Гендель обладал даром убеждать. Когда звучит его музыка на словах «восседающий на своем извечном престоле», атеист теряет дар речи».

В воскресенье, после утреннего Богослужения, в рамках приходского клуба «Музыкальные встречи», верующие имели возможность познакомиться с творчеством Георга Фридриха Генделя. Была зачитана краткая информация о великом композиторе-классике и о благотворном влиянии классической музыки на душу и тело человека. К разговору присоединился батюшка храма Смоленской иконы Божией Матери — о Владимир, который поделился своими размышлениями по этой теме. После этого всем присутствующим был предложен для просмотра документальный фильм из серии «Знаменитые композиторы» студии «Академия» о жизненном пути композитора Г.Ф. Генделя.

  

11/11/19

«Георгий Свиридов — православный композитор».

«Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!» (Георгий Свиридов)

Картинки по запросу фото георгия свиридова

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А.С.Пушкина. Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д.Шостаковича. В 1964 году была написана музыка к фильму «Метель» по прозе А. С. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р.Щедрин, Н.Сидельников, С. Слонимский, В.Гаврилин и другие.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта (старинная многоголосная духовная и светская песня для вокального ансамбля или хора, как правило без инструментального сопровождения), обрядовых попевок, знаменного пения (основной вид древнерусского богослужебного пения), а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. Есть авторские записи, характеризующие год Тысячелетия Крещения Руси. Там буквально такие слова: «возрождение Православия может принести очень много и для русской культуры, и для музыки» (конечно, как композитор, в первую очередь, он думал при этом о музыке). Он писал, что «только в этом он видит какое-то движение в русской культуре». Он и сам шел к этому, и его «Песнопения и молитвы» – это в некотором роде логический итог этих его размышлений, его большого духовного пути композитора и, кроме всего прочего, автора «Патетической оратории». Он просто жил церковной культурой. С детства был воспитан в православной традиции, бабушка водила в храм, поэтому он никогда и не чувствовал себя в отрыве от традиции Церкви. Все его творчество, в своем роде, есть некий диалог с русской традицией, с традицией, которая связана с Православием, в первую очередь, с христианским гуманизмом XIX столетия. Он просто стремился на новом этапе какими-то другими художественными средствами выразить традиционные идеи и ценности. Когда мы говорим, что творчество Свиридова постепенно приближало его к Православию и к духовной музыке, нельзя забывать, что даже его светская музыка часто буквально пронизана тем, что его связывало с христианством. Вот об этом и шла речь в очередных «Музыкальных встречах» при храме Смоленской иконы Божией Матери. Всем собравшимся  был предложен для просмотра документальный фильм Н.Ряполова о творчестве композитора, в котором прозвучали избранные музыкальные произведения и воспоминания.

Встречу подготовила и провела соц. работник прихода Г.В. Гордеева.

       

27/10/19

Тема сегодняшней встречи в клубе звучала так: «Влияет ли музыка на духовное развитие человека?»

«Мне нравится музыка с мелодикой, неважно с какой, мне нравится музыка, которая обращена к душе, к Богу». (М. Таривердиев)

Это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки; ученик Арама Хачатуряна. Музыка М. Л. Таривердиева со временем приобретает новых исполнителей, новых слушателей – это очевидно. Наверное, потому, что это глубоко человеческая музыка, в которой автор ставил главные вопросы человеческой жизни. Именно поэтому кинематограф был важен для Микаэла Леоновича. Это была возможность обратиться, вступить в диалог с огромным количеством людей. А главное назначение искусства, по мнению Таривердиева, — поиск ответов на вопросы человеческого существования, работа души. Для кинематографа Микаэл Таривердиев оказался находкой – его мелодический дар, его способность говорить внятно, его поразительная способность реагировать на изображение и создавать полифонический текст, вскрывать или даже создавать внутренний смысл движущимся кадрам.

Как никто другой М. Таривердиев чувствовал гармонию как проявление высшей мировой закономерности. Он соотносил и себя, и всех с этим законом – просто так он был устроен. А то, что не соотносилось с этим законом, его ранило и не устраивало. Самое главное и в музыке Таривердиева, и в его личности — оставаться человеком. Через свое творчество Микаэл Леонович призывает всех быть людьми и это самая высокая его заслуга, самый высокий его статус. Последние годы своей жизни композитор являлся художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».

Познакомиться с творчеством композитора, открыть новые факты из его жизни, послушать его музыку и обменяться своими впечатлениями собрались прихожане храма Смоленской иконы Божией Матери в клубе «Музыкальные встречи».

Напоминаем, что встречи проходят раз в месяц. В прошлый раз у собравшихся была возможность приобщиться к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского и узнать, что Петром Ильичем, помимо известных всему миру музыкальных шедевров, написаны и духовные произведения, такие как: Всенощное бдение, Литургия, Херувимская песнь, Отче наш и другие.

Присоединяйтесь к нам и Вы узнаете много нового из мира музыки!

    

08/10/19

Первое заседание в клубе «Музыкальные встречи», при храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, было посвящено великому русскому композитору П.И. Чайковскому. Мы знаем его как выдающегося композитора, в первую очередь, таких балетов как: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Между тем он автор и одиннадцати опер, восьми симфоний, пяти сюит, двадцати девяти увертюр, двеннадцати концертов и концертных пьес и тд. И совсем не многие знают о нем как авторе девяти духовно-музыкальных сочинений: «Достойно есть», «Херувиская песнь», «Отче наш» , «Да исправится молитва моя» и др. Кроме этого творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

«Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного Богослужебного пения, для чего посещал Церковные службы в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного Богослужения.

Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного Богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние. Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое Богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.

«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский. Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».

Последним Богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник». В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.  (автор Е.Земцова)

   

«Под духовностью понимается обращение человека к высшим ценностям, самосовершенствование, приближение к идеалу. Отличительными чертами духовно-нравственного человека являются уравновешенность, целостность, искренность, гармония с самим собой и миром. Он способен определять жизненные приоритеты и ценности, подчиняя им свои поступки и поведение.
У человека появляется желание любить и отдавать людям добро, знания, творчество. Личность проявляет себя через творчество, не как потребитель, а как создатель ценностей культуры. Это требует от человека высокой самодисциплины и требовательности к самому себе. Духовность придает смысл нашей жизни. Православное хоровое пение, включенное в церковный ритуал, наполняет людей, пришедших в церковь, чувством ―коллективного
духовного совершенствования… Соборность – это не внешнее, видимое, а внутреннее, постоянное единство, ведущее ко всеобщему братству, единению с Богом, который есть Абсолютная Истина, Абсолютная Красота, Абсолютное Добро, Абсолютная справедливость‖. Соборность, проявляемая в Богослужебном пении».

Картинки по запросу картинка природа Россия

=