Паломническая служба «Верую»
Паломник
Шагая поступью неспешной,
как лунь, седой старик Федот,
О жизни прошлой, многогрешной,
молиться в град святой идет.
Ему пути в места святые,
обширной Родины своей,
И храмов главы золотые
знакомы с самых юных дней.
Он много раз был в Соловецком,
ходил однажды на Афон,
Был у Почаева, в Коневском,
в пещерах Киева был он…
С сумой даяний доброхотных,
в широком сером армяке,
В лаптях берестяных холодных,
с большою палкою в руке,
Идет он дни своей дорогой,
идет он месяцы, года,
Ища себе приют убогий
Лишь в дни ненастья, в холода.
Как самый искренний поклонник,
благочестив и строг на вид.
Счастливый путь тебе, паломник,
Господь тебя благословит!
Традиция паломничества на Руси существовала с давних времен. Что же побуждало верующих отправляться в дальние края, порой испытывая голод, холод и всевозможные лишения, в непредсказуемом, трудном, богатом искушений пути? Ответ прост — поклониться Святым местам, прикоснуться к мощам угодников Божих, а для иных именно так начиналось знакомство с Православной Церковью. Убранство храмов, великолепие иконостасов, сам Святой Дух, непременно пребывающий в каждом храме, заставлял отрешиться от забот мира сего и подумать о духовном, возвыситься в мыслях к Богу. Богомольцы часто несли туда свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду, утешение. Верующие отправлялись в места связанные с именем Христа, Божией Матери не только у себя на Родине, но и за ее пределами, что такое путешествие превращало в настоящий духовный подвиг. В те далекие времена паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки. В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри.
«Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится».
,,Наверное, не случайно народ наш так любит паломничать, потому что по опыту те, кто паломничают, знают: после посещения святынь чувствуешь себя иначе, обогащаешься ведением, знанием, опытом, и, в первую очередь, духовным опытом переживания присутствия святыни. Вот и все мои путешествия по России, по исторической святой Руси в первую очередь преследует эту, паломническую, цель. Чтобы я мог не только разумом, но и сердцем почувствовать благодать, исходящую от чудотворных икон, от святых мест, от освящаемых храмов. Чтобы мог также почувствовать и силу молитвы людей, а через это понять их радости и их скорби.»
«В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть. Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен. Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.
Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов. В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени. И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати».