«Музыкальные встречи» в храме Смоленской иконы Божией Матери

«Музыкальные встречи» в храме Смоленской иконы Божией Матери

Первое заседание в клубе «Музыкальные встречи», при храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, было посвящено великому русскому композитору П.И. Чайковскому. Мы знаем его как выдающегося композитора, в первую очередь, таких балетов как: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Между тем он автор и одиннадцати опер, восьми симфоний, пяти сюит, двадцати девяти увертюр, двеннадцати концертов и концертных пьес и тд. И совсем не многие знают о нем как авторе девяти духовно-музыкальных сочинений: «Достойно есть», «Херувимская песнь», «Отче наш» , «Да исправится молитва моя» и др. Кроме этого творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение».

«Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного Богослужебного пения, для чего посещал Церковные службы в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного Богослужения.

Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного Богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние. Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое Богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.

«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский. Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».

Последним Богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник». В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.  (Е. Земцова)