Георгий Свиридов — православный композитор

Георгий Свиридов — православный композитор

«Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!» (Георгий Свиридов)

Картинки по запросу фото георгия свиридова

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А.С.Пушкина. Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д.Шостаковича. В 1964 году была написана музыка к фильму «Метель» по прозе А. С. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р.Щедрин, Н.Сидельников, С. Слонимский, В.Гаврилин и другие. 

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта (старинная многоголосная духовная и светская песня для вокального ансамбля или хора, как правило без инструментального сопровождения), обрядовых попевок, знаменного пения (основной вид древнерусского богослужебного пения), а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. Есть авторские записи, характеризующие год Тысячелетия Крещения Руси. Там буквально такие слова: «возрождение Православия может принести очень много и для русской культуры, и для музыки» (конечно, как композитор, в первую очередь, он думал при этом о музыке). Он писал, что «только в этом он видит какое-то движение в русской культуре». Он и сам шел к этому, и его «Песнопения и молитвы» – это в некотором роде логический итог этих его размышлений, его большого духовного пути композитора и, кроме всего прочего, автора «Патетической оратории». Он просто жил церковной культурой. С детства был воспитан в православной традиции, бабушка водила в храм, поэтому он никогда и не чувствовал себя в отрыве от традиции Церкви. Все его творчество, в своем роде, есть некий диалог с русской традицией, с традицией, которая связана с Православием, в первую очередь, с христианским гуманизмом XIX столетия. Он просто стремился на новом этапе какими-то другими художественными средствами выразить традиционные идеи и ценности. Когда мы говорим, что творчество Свиридова постепенно приближало его к Православию и к духовной музыке, нельзя забывать, что даже его светская музыка часто буквально пронизана тем, что его связывало с христианством. Вот об этом и шла речь в очередных «Музыкальных встречах» при храме Смоленской иконы Божией Матери. Всем собравшимся  был предложен для просмотра документальный фильм Н.Ряполова о творчестве композитора, в котором прозвучали избранные музыкальные произведения и воспоминания.

Встречу подготовила и провела соц. работник прихода Г.В. Гордеева.