Подходит к концу первая неделя Великого поста

Подходит к концу первая неделя Великого поста

«Вступая в Великий Пост, который Господь дал нам как время нашего спасения, мы молимся в течение всей этой недели. Господь идет этим Постом впереди нас. Он присутствует среди нас и говорит, что не хочет смерти грешного. Он создал нас для жизни и прощает семьдесят крат седмерицею все наши грехи, чтобы мы покаялись и узнали, что у нас есть избавление от вечной смерти. Он прощает нас, чтобы душа наша коснулась этого избавления, и мы узнали, что есть та жизнь, для которой создан человек. И чтобы никто не испугался своих грехов, ни один человек, но всякий узнал, как драгоценно покаяние. Сам Господь и Божия Матерь, и все святые сегодня ходатайствуют за нас.Картинки по запросу "картинка пресвятая богородица"Не случайно первая седмица Великого Поста заканчивается памятью святого великомученика Феодора Тирона. Это напоминание нам о том, что Церковь небесная видит все, происходящее с нами во время поста, и знает все наши искушения и все преткновения. Она знает все замыслы лукавого и спешит к нам на помощь, если мы действительно ищем Господа. Все попытки диавола, присутствие которого во время поста может быть очень ощутимым, так как мы объявляем войну ему самому, послужат только к нашей славе, потому что Господь уже победил его и посрамил. Сатана хочет осквернить наш пост так, как он осквернил пост древних христиан, с тем, чтобы мы не соблюдали его, как полагается по церковному Уставу.Внешний пост необходим. То, что заповедала Церковь, каждый из нас должен исполнять в меру своих сил, соблюдая то, что хорошо для нас, в «средней царской мере», как говорят святые отцы. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины (не по серьезной болезни), — «да никакоже причастится». Это значит, что человек не хочет понять, что «Господь сорок дней постился ради меня»… Чтобы показать, что мы не можем вступить на крестный путь, не подчинив наше тело духу. И пока тело наше не покоряется нашему духу, дух наш не покоряется Христу. В этом соблюдении телесного и внешнего — наша малая жертва Господу, но она имеет смысл только тогда, когда мы сознаем весь наш путь и понимаем все, что совершается с нами. Смысл нашего поста в том, чтобы не допустить осквернения телесного поста никаким грехом, никакою мерзостью, которую мы можем воспринимать повсюду в окружающем нас мире (особенно когда небрежно и легкомысленно включаем и смотрим телевизор, который, само собой разумеется, для нормального христианина, тем более во время Поста, должен перестать существовать).Мы должны принести Господу покаяние в том, что плохо понимаем сущность поста и нашей христианской жизни, и, самое главное, не понимаем сущности опасностей, которые нам постоянно угрожают. Мы призваны различать добро и зло и все проявления греха так, чтобы увидеть зло, прежде всего, во внешнем окружающем мире — там, где грех является таким губительным для миллионов человеческих душ соблазном, что это не может уже не ранить нашей собственной души.

В течение Поста, в течение первых вечеров Великого покаянного канона Церковь ставит нас именно перед тем, что такое грех во всей его глубине, во всем ужасе, во всем растлении, во всей сатанинской мерзости. Церковь ставит нас перед «мерзостью беззакония» не для того, чтобы мы пришли в отчаяние, увидев этот грех, не для того, чтобы напугать нас так, чтобы помрачилось наше сердце, но для того, чтобы показать всю правду, которая с нами происходит, с тем, чтобы мы поняли, что вся наша надежда — на Единого Господа, на Его Святую Церковь, где Господь присутствует среди нас и дает нам эту спасительную благодать.

Мы должны дорожить Церковью и любить приходить в храм Божий; любить и читать Священное Писание, через которое Господь говорит с человеком, и различать слово жизни, слово правды и истины от всякого другого слова. Слово, которое не только дает самое главное знание, необходимое человеку, но и питает наш ум и сердце, поистине просвещая нас и делая способными различать добро от зла. И как от мерзости, должны мы отвращаться всякого греха, оттого что просвещаемся словом. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, — говорит нам апостол Петр, — дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2, 2).

Господи милосердный! Мы каемся, конечно, что хотя внешне большинство из нас трудились и старались приходить в течение всех этих четырех вечеров на Великий покаянный канон, но не каждый воспринял во всей полноте эти слова жизни и правды, зовущие нас к глубокому покаянию. Само собой предполагается, что мы понимаем, о чем идет речь в каноне, какие события называются, какие имена перечисляются. И это — не просто какое-то внешнее знание, в этом тоже тайна, потому что все мы едины, и Церковь небесная едина с Церковью земною. Церковь небесная хочет помочь нам не просто какими-то примерами, но чтобы мы, через размышление вникнув во все услышанное нами, прочитав о святых, имена которых перечисляются в каноне, умом и сердцем молились о том, чтобы они заступились за нас пред Господом, дали нам воспринимать эту жизнь на единственно подлинной глубине.

 Мы должны осознать сегодня с вами, дорогие братья и сестры, что мы молились в течение всей этой седмицы для того, чтобы научиться понимать, что так называемые повседневные грехи: мелкие, не замечаемые нами, и самые привычные, — на самом деле заключают в себе ту же самую разрушительную силу, что и страшные, грубые грехи. Грех — это такое отравляющее вещество, самой малой дозы которого достаточно, чтобы отравить всю жизнь и здесь на земле, и в вечности, поэтому всякий нераскаянный грех есть грех к смерти.

Господи милосердный, прости грехи нашего равнодушия к бедам и нуждам других людей. Черствость, бессердечие, зависть вдруг поражает наше сердце. Та самая зависть, о которой сказано, что ею смерть вошла в мир. И всякий раз смерть входит в наше сердце, когда оно поражается завистью. Вместо того, чтобы радоваться с тем, кто радуется, ты как будто бы опечален и как будто бы у тебя отняли что-то. Вот это — состояние диавола. Вместо того, чтобы опечалиться, потому что у другого человека утрата, ты как будто бы что-то приобрел от этого и радуешься. Это — диавольская радость. Диавол входит в твое сердце, и это есть духовная смерть, а за нею следует всякое разрушение. И что бы ты ни делал, как бы ты ни старался, ты никогда этого не пересилишь. Хоть криком кричи, ты ничего не сделаешь. Вся Церковь небесная молится сейчас за нас, и мы прежде, чем подойти под разрешение, еще раз помолимся друг за друга, да исполнится над каждым из нас слово Писания: «И Он, видя веру их, сказал человеку тому: Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5, 20).

Смысл Поста — приготовление к Страстной седмице, и будем помнить, продолжая наш пост, чем измеряется наше покаяние. Скажем несколько слов о том, как учат этой тайне святые отцы. Христианин кается не потому, что он добродетелен и благочестив, а потому, что человеческая природа может изменяться, потому что невозможное для человека возможно Богу. Подобно тому, как сила Божия раскрывается в предельной пораженности Сына Божия на Кресте, так и величайшая сила человека — в принятии его немощи: «ибо сила моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9)». (Протоиерей Александр Шаргунов)