Наша Утешительница и Защитница

Наша Утешительница и Защитница

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни, благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
 
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.
 

Тропарь праздника:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва:

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

 

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Иверской иконы Божией Матери после Литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы

 

…Святой образ Иверский почитался и у нас на Руси, как и другие чудотворные образы Пресвятой Богородицы. В связи с почитанием Богородицы и возник этот Новодевичий монастырь. Его история тесно связана с героическими страницами в истории нашего Отечества. Великий князь Василий III в начале XVI века совершил деяние огромного исторического значения. После долгого нахождения русского города Смоленска под иноземным владычеством он вернул его и княжество Смоленское стало частью Святой Руси. Василий III, направляясь к стенам Смоленска, сознавал, что бой за город будет кровопролитным и неизвестно, чем он закончится, потому что гарнизон иноземных войск был очень силен. И тогда, подступив к стенам города, князь Василий III Великий дал обет, что если он возьмет Смоленск, он построит в честь образа Пресвятой Богородицы обитель в Москве. Князь Василий с русской ратью берет Смоленск и возвращает его в державу Российскую. Вернувшись в Москву, он выполняет свое слово и на Девичьем поле строит Новодевичий монастырь, чтобы здесь возносилось имя Пресвятой Богородицы, возжелавшей, чтобы древний град Смоленск, отмеченный пребыванием Ее чудотворного образа, вернулся в Землю Русскую.

Следующее XVII столетие было омрачено тем, что мы называем Смутным временем, распадом страны, потерей национального самосознания, потерей авторитета центральной власти. Страна разрывалась на куски, не было никакой надежды на спасение. Но знаем, что по милости Божией Смутное время завершилось победой русского духа, победой ополчения, победой нашего народа. И Смута прекратилась, а вот последствия Смуты продолжались. И, наверное, самым тяжелым последствием было пребывание града Смоленска под властью польско-литовской рати. И тогда благочестивый царь Алексей Михайлович решил вернуть Смоленск, как сделал это и князь Василий III. И пошел на Смоленск, и овладел этим городом. И в благодарность Пресвятой Богородице он в этот Новодевичий монастырь принес Иверскую икону, которая несколько ранее была по его просьбе написана на Афоне и принесена в город Москву. И вот этот образ, дар царя Алексея Михайловича, освободителя Смоленска, великого государя, так много сделавшего для укрепления державы Российской, хранился в Новодевичьем монастыре до 1913 года. А когда страна праздновала 300-летие Дома Романовых, этот образ для поклонения был отправлен в Чудов монастырь в Московском Кремле. Оттуда он не вернулся, потому что произошла революция и образ оказался в руках безбожной власти.

Чудом образ сохранился как значительное произведение искусства и хранился в музее до самого недавнего времени, когда стараниями уже нашего Президента Владимира Владимировича Путина он был возвращен в Новодевичью обитель.

Чему учит нас эта история? Василий III, Алексей Михайлович, современный Президент Путин — носители высшей государственной власти державы Российской. Всякий раз, когда великие деяния свершались в граде Москве, то каким-то образом они отображались в действиях высших руководителей государства в отношении этой обители вплоть до XXI века. И в этом мы видим замечательную преемственность. Дай Бог, чтобы эта преемственность никогда не пресеклась. Дай Бог, чтобы высшая государственная власть России всегда сознавала силу Божиего присутствия в истории. Если так будет, то Россия будет непобедима и непобедимым будет наш народ.

И сегодня, вспоминая все эти события, связанные с ключевыми моментами нашей национальной истории, мы благодарим Господа за Его милость ко всем нам. Благодарим Царицу Небесную за то, что чрез Свой чудотворный Иверский образ, как и через иные великие чудотворные иконы, хранимые в земле нашей, Она простирает Покров над градом Москвой и над всей землей Русской.

Сегодня мы тоже как народ, как государство проходим через непростые обстоятельства. Но если посмотреть в историю, то как же много было таких обстоятельств, с которыми люди связывали ответ на вопрос «быть или не быть». И ответ всегда был — «быть», когда мы этот вопрос и этот ответ сопровождали искренней верой и обращенной к Богу молитвой о стране нашей, о народе нашем и о сохранении веры православной.

Пусть Покров Царицы Небесной и ныне пребывает над Отечеством нашим, над всей исторической Русью. Да примирит Царица Небесная Своей материнской любовью чад Своих в России, Украине, в иных местах пребывающих. Да дарует Она нам надежду на то, что по молитвам святых, в земле нашей просиявших, Ее милость, Ее материнское заступление пред Сыном Ее и Богом нашим всегда будут действенными в ответ на наши смиренные молитвы и на нашу искреннюю веру. Аминь.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (2016г.)