24 июня — День празднования иконы Божией Матери «Достойно есть»

24 июня — День празднования иконы Божией Матери «Достойно есть»

Икона Божией Матери «Милующая» (так ее еще по-другому называют) один из самых известных образов Богородицы, ходатайствующей за нас перед Своим Сыном и нашим Господом Иисусом Христом.

«Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего…» (Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем). «Достойно есть…» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей.

Автором гимна «Честнейшую херувим» традиционно считается прп. Косма Маюмский. Согласно Иерусалимскому уставу, это песнопение также служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа», которая исполняется в начале 9-й песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Помимо этого «Честнейшую херувим» широко используется в Богослужении и как самостоятельное молитвословие.

О создании величания повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом. В посл. четв. X в. на Святой Горе, в небольшой келлии у церкви Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Достойно есть». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез (по преданию, это был арх. Гавриил), а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Достойно есть» перешло во всеобщее богослужебное употребление. Место чудесного явления получило название ἐν τῷ ᾄδειν, т. е. «[место] пения»; в рукописях Минеи иногда встречается указание на службу во имя арх. Гавриила. В день празднования иконы Божией Матери «Достойно есть» — по преданию, того самого образа, перед которым и произошло чудо (икона была перенесена в кафоликон Протата в Карее, где хранится в наст. время) песнопевцы исполняют этот гимн. В 1838 г. по просьбе Протата иеродиак. афонского Русского Пантелеимонова монастыря Венедикт составил гимнографическое последование в честь иконы «Достойно есть».

Известен ряд византийских песнопений, подобных величанию . Особенно часто они встречаются в числе припевов к 17-й кафизме на различные праздники. 

По существующей издавна на Афоне традиции на 2-й день Пасхи, после Литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом вокруг Кареи. В 1488 г. 4 монаха, жившие на подворье монастыря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход; назвав его противозаконным, они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Пребывавший в обители прп. Дионисия патриарх К-польский Нифонт наложил на монахов строгую епитимию за презрение св. иконы. Другой подобный случай произошел с монахами близлежащей обители Кутлумуш, которые решили совершать крестный ход в своем монастыре, не участвуя в общем празднике. Внезапно на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее. Спустя некоторое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и стены Кутлумуша. Насельники монастыря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания св. иконы.

Иконография «Достойно есть» принадлежит к изводу Кикской иконы Божией Матери. Младенец восседает слева на руке Богородицы, Которая держит Его за правую руку с развернутым свитком. В наст. время образ закрыт окладом с чеканными изображениями ангелов в среднике и святых на полях.

Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. множество списков чудотворного образа было написано и освящено в рус. монастырях на Афоне, а затем прислано в Россию, напр. в 1858 г. в Оренбург для жен. обители, которую предполагали построить. В нач. XX в. прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского уезда Вятской губ. Для одной из таких икон, привезенной ок. 1887 г. миссионером иером. Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге с одноименным посвящением главного престола. В 1950 г. по благословению митр. Григория (Чукова) образ был передан в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, где в его честь освящен северный придел.

Списки иконы «Достойно есть» находятся в домовой церкви во имя мц. Александры царицы в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910, работа афонского иером. Серафима (Титова)), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, в Троицком соборе Данилова мон-ря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из ц. Св. Троицы с. Верхне-Никульского Ярославской обл.), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой ц. в Высокове (написана в Афонском Пантелеимоновом мон-ре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и др., в частных собраниях.

Икона Божией Матери "Достойно есть". Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря)

Икона Божией Матери «Достойно есть». Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря)

 

За редким исключением это иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху — голубой фон, под облаками — золотой), с текстом на свитке на рус. или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61. 1; Лк 4. 18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица — в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа — закрытый венец, у Богородицы — корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху — Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

Во 2-й пол. XIX в. в Нижегородской губ. получили распространение списки с прославившегося исцелениями образа, присланного в 1853 г. с Афона в арзамасский во имя Алексия, человека Божия, монастырь, с соответствующей подписью внизу на развернутом свитке (чтимый фрагмент иконы — в арзамасском Никольском жен. мон-ре; неск. списков, в т. ч. в окладе,- в Воскресенском соборе Арзамаса). В России писались живописные изображения на холсте с более темным колоритом (посл. треть XIX в., частное собрание). Сызранские иконы второй половины XIX в. с различными цветами одеяний, в редких случаях с правым поворотом фигур выполнены в традиционном  стиле. Существовали хромолитографии образа, которые наклеивались на доску и бытовали в качестве икон, напр. изданная в 1893 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе. Афонская святыня воспроизводилась и в XX в. (чудотворный образ 1941 г. из монастыря во имя святых Марфы и Марии (монастырь Встречи) близ Иерусалима).

Греч. списки афонской святыни XIX-XX вв., которые близки к русским по художественному исполнению, нередко сопровождаются авторскими или вкладными подписями на лицевой стороне (икона 1966 г. — «Моление архимандрита Гавриила и Христодула монаха» в церкви прав. Закхея в Иерихоне — на светлом фоне в сиянии, Богородица в мафории, без плата). Икона 2-й трети XIX в. (частное собрание), судя по рус. надписи на обороте, вложенная в один из храмов России, содержит греч. подпись: «Рукою Иоасафа монаха из Керасиа на Афоне», т. е. мастер жил в одном из монашеских поселений, состоящих из отдельных отшельнических келлий, при Великой Лавре прп. Афанасия Афонского. Раскрашенная гравюра 1866 г. (из монастыря Симонопетра) близка по иконографии к живописным произведениям, но отличается в деталях (у ангелов в руках длинные свитки, на правом — слав. надпись), отсутствует образ Бога Отца.  Возможно, такие гравюры служили образцами для мастеров, не имевших возможности видеть и копировать оригинал.

( Источники: Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 177-178; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. C. 317-318; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусств)