Православный мир готовится к встрече Великого двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Тропарь:
Рождество́ Твое,́ Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш, / и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, / и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, и, уничтожив проклятие, Он возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства / и Ада́м и Éва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, / во святе́м рождестве́ Твое́м. / То пра́зднуют и лю́дие Твои́, / вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, / внегда́ зва́ти Ти: / непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от гибели смертной святым Твоим рождением, Пречистая. Его празднует и народ Твой, избавившийся от тяготы греховной, Тебе восклицая: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»
Величание:
Велича́ем Тя, / Пресвята́я Де́во, / и чтим святы́х Твои́х роди́телей, / и всесла́вное сла́вим / рождество́ Твое́.
Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
В Рождество Пресвятой Богородицы в православных храмах проходят праздничные богослужения с молитвами в честь Пречистой Девы Марии.
Рождество Богородицы считается одним Великих православных праздников и первым в наступившем церковном году, начало которого Русская православная церковь отмечает 14 сентября. Священнослужители в этот день, как и в другие праздники, посвящённые Богородице, носят облачения голубого цвета, который в церковной традиции символизирует чистоту и непорочность. Праздник отмечается шесть дней — с 20 сентября (предпразднество), само Рождество Богородицы — 21 сентября и попразднество — четыре дня после праздника, до 25 сентября.
В основе праздника Рождества Богородицы — предание из Протоевангелия от Иакова, не вошедшего в канонические евангельские тексты Нового Завета и появившееся предположительно около середины II века нашей эры. В предании повествуется о родителях Девы Марии Иоакиме и Анне — благочестивой еврейской паре, жившей в Назарете.
Почитание Девы Марии в церковных службах началось в 431 году после III Вселенского Собора, сначала в Византии, затем — в Риме и других христианских странах. При этом торжественные службы в честь рождения Богородицы появились только в XII-XIII веках.
Для России характерно особое почитание Богородицы, которую считали не только утешительницей, заступницей и целительницей, но и защитницей русской земли. В её честь было возведено множество храмов.