«Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя»

«Возсияй Господень Кресте, светолучныя молния твоея благодати, в сердца чтущих тя»

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В службе этой Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью Богослужения этой Недели является вынос Креста на середину храма для поклонения. Вынос Креста происходит на утрени, в конце великого славословия. На Литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста.
«Крест – хра­ни­тель всей все­лен­ной, крест – кра­со­та церк­ви, крест – ца­рей дер­жа­ва, крест – ве­ру­ю­щих утвер­жде­ние, крест – ан­ге­лов сла­ва и де­мо­нов яз­ва». Так объ­яс­ня­ет од­но из цер­ков­ных пес­но­пе­ний зна­че­ние кре­ста для все­го ми­ра. «Тро­стию кре­ста, об­мак­нув ее в крас­ные чер­ни­ла Тво­ей кро­ви, Ты, Гос­по­ди, по-цар­ски под­пи­сал нам про­ще­ние гре­хов» – го­во­рит­ся в од­ной из сти­хир празд­ни­ка.
 
 
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, — а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
(Святитель Феофан Затворник)
 
* * *
Не ропщи на судьбу, краток путь наш земной.
Знай, что временно здесь мы, как гости, живем.
Но старайся нести крест безропотно свой,
Предавая себя воле Бога во всем.
Может быть, ты не раз, на тернистом пути
Будешь падать под ношей, скорбеть и страдать,
Но и Спасу Христу приходилось неси
На Гологофу Свой крест и под ним упадать.
всех нас ждет, не забудь, смертный час впереди,
Посему призывай ты на помощь Творца,
И, страдая, с надеждой в путь дальше иди…
Без страданья же мы не получим венца.
Жизнь  — за гробом, там вечный покой,
Если шли мы здесь тесным и скорбным путем…
не ропщи же, о брат! Краток путь наш земной,
Знай, что временно здесь мы, как гости, живем!