Второй вторник после Пасхи — Радоница, поминовение усопших

Второй вторник после Пасхи — Радоница, поминовение усопших

25 апреля — Радоница, день особого поминовения усопших. В этот день христиане смогут разделить радость светлого праздника Воскресения Христова со своими усопшими родственниками. Поэтому этот день и называется – Радоница. В храмах на Радоницу служат полную панихиду.

«Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков.
В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей». (Святитель Николай Сербский).

«С этого дня в церквях вновь начинают совершаться заупокойные службы, которые отменялись на период от Великого Четверга до Фоминой недели, и обычно верующие идут в храм, а затем отправляются на могилы своих близких, чтобы навести там порядок, помолиться и разделить с умершими пасхальную радость.


Поминовение усопших – это неотъемлемая часть церковной жизни, так как христиане верят, что с земной кончиной не заканчивается путь души человека. Через Свою Крестную смерть и Воскресение Христос подарил людям вечную жизнь и возможность спасения. И потому умершие так же, как и живые, радуются Пасхе, а Радоница – это специально установленный для общего ликования день. 
Но это совместное празднование и наша любовь к умершим проявляется вовсе не в том, чтобы принести на могилу пасхальный куличик и крашеное яичко, что скорее является языческой традицией, но в молитве и добрых делах, совершенных во имя усопших, – а для этого вовсе не обязательно куда-то идти во время карантина: совершить литию или прочитать канон по усопшим и сделать небольшое пожертвование можно находясь дома, да и отказ от выхода на улицу в сложившейся ситуации – это также во многом акт добродетели. 

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил о традиции на Радоницу идти на кладбище: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

Нужно понимать, что первая и главная помощь, которую могут оказать умершим живые, – это молитва, а где она произнесена — на могиле, или дома – не важно. Может быть, в домашней обстановке, а не на кладбище, где на Радоницу часто бывает многолюдно и суетно, молитва будет внимательнее и глубже. А навестить могилки, прибраться и немного посидеть в тишине можно и в любой другой день, когда опять будет такая возможность. 
Особенность Радоницы в том, что с прошениями о милости для усопших к Господу обращается вся Церковь. Присоединиться к этой общей молитве верующие смогут включив трансляцию богослужения и подав записки через интернет или по телефону в тот храм, где служба будет, или самостоятельно совершив панихиду мирским чином. В эти дни Церковь призывает остаться дома, а чтобы достойно помянуть близких — келейно помолиться о спасении их душ и по-доброму вспомнить их. Умершим не важно, сегодня, через неделю или через пару месяцев мы придём на могилу (хотя, безусловно, места захоронений должны содержаться в порядке), а гораздо важнее, живы ли они в нашей молитвенной и сердечной памяти. 

Считается, что ещё в дохристианские времена весной было принято вспоминать умерших: приносить в пасхальный период на могилы куличи, крашеные яички и другую еду. На самом деле, с христианской точки зрения правильнее сначала пойти на богослужение в храм, и при желании пожертвовать в память об усопшем продукты на нужды прихода и для нуждающихся, а затем посетить кладбище – навести там порядок и помолиться. 
Но в нынешних условиях Церковь просит верующих  помолиться за усопших присоединившись к трансляции службы или самостоятельно. Если же для вас важно материализованное подтверждение заботы об умерших близких, можно также из дома сделать пожертвование на помин души – через храм или благотворительный фонд. 

«Радость о Воскресшем Спасителе мы разделяем с умершими в полной уверенности, что души их живы», – всегда подчеркивал Патриарх Кирилл, говоря о Радонице.
В христианской традиции поминовение совершается в первую очередь через молитву — церковную и личную. В храме на подготовительной части Литургии — проскомидии — священники извлекают частички из просфор за всех усопших христиан и конкретно за тех, чьи имена написаны верующими в записках, а также молитвы об умерших звучат во время самой службы и на панихиде. В нынешних условиях ничего не мешает верующим самостоятельно обращаться к Богу, прося у него прощения грехов и милости для закончивших земной путь близких. Поминать усопших нужно с чистым сердцем и с большой любовью, не ограничиваясь поданной запиской, а приложив собственные усилия к молитве о дорогих людях. 

 Радоница –  совершенно особенный день поминовения. Киево-Печерский Патерик содержит рассказ о том, как зайдя в пасхальный период в пещеры Лавры со словами «Христос Воскресе!», монахи услышали из гробов ответ: «Воистину Воскресе!». И живые, и мертвые одинаково радуются, и потому в храме в этот день заупокойные молитвы переплетаются с пасхальными песнопениями.

Но провести Радоницу, если нет возможности пойти в храм и на кладбище, можно и дома с тем же ощущением. Можно самостоятельно помолиться, взяв текст Последования службы для мирян, а вместо посещения могилы – вспомнить что-то хорошее об усопших, может быть, достать и пересмотреть фотографии или какие-то памятные вещи.

Нужно понимать, что души усопших не пребывают ни в храме, ни на кладбище, и потому не важно, где мы будем искать молитвенной встречи с ними. Молитва на богослужении и приведение в порядок могил – очень важны, но необходимо объективно оценивать обстоятельства и не рваться в храм и на кладбище вопреки здравому смыслу. От фанатичного следования традициям пользы не будет, гораздо большую пользу принесёт как душам усопших, так и самого верующего спокойная глубокая домашняя молитва».

(По материалам православного журнала «Фома»)

 

ПРОПОВЕДИ:

  • Игумен Нектарий (Морозов)

Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа Спасителя, в праздник Пасхи и на Светлой седмице, Церковь не совершает панихиды по усопшим и другой гласной – то есть во всеуслышание – молитвы о них во время богослужений. Почему? Потому что это время сначала общецерковной скорби о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, а потом, соответственно, – время великого торжества и радости. И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны.

Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии – то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой пасхальной службе и во всю Светлую седмицу – совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает.

А вторник следующей после Светлой седмицы – это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, когда после Литургии совершается еще и панихида. И этот день становится днем общей радости – нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. И слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное.

В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос воскресе!» и слышит ответ: «Воистину воскресе!». Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.

Где находятся наши почившие, мы можем представлять себе лишь очень приблизительно, потому что любое наше знание здесь, на земле, о мире духовном носит весьма и весьма относительный характер. И если Господь где-то кого-то на каком-то торжестве собирает, то, очевидно, что собранные Им там и пребудут. А когда мы молимся о наших почивших, мы только лишь их душе доставляем определенную радость или облегчение. А если они сами достигли не только спасения милостью Божией, но и какой-то особой чести у Бога, то, молясь о них, мы сподобляемся от них, в свою очередь, молитвенной помощи. 

  • (Архимандрит Кирилл (Павлов)

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Возлюбленные во Христе братия и сестры, одним из главных вопросов, имеющих весьма важное значение для всех и каждого, является вопрос о загробной жизни. Над ним задумываются и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Всех занимает вопрос о том, как мы будем жить после своей смерти. Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть и будет, но как она сложится, в чем будет состоять эта новая жизнь — всех этих подробностей нам знать не дано, от нас это сокрыто. Но, тем не менее, слово Божие неложно удостоверяет нас, что жизнь будущая есть.

    Господь, исправляя заблуждение неверовавших саддукеев, отрицавших воскресение мертвых, говорил им: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Наша земная жизнь непрочна, превратна и скоротечна и в любой момент может пресечься смертью. И, глядя на нее, непостоянную и скоротечную нашу жизнь, невольно испытываешь грусть, когда видишь, как весьма часто самое ясное течение ее неожиданно омрачается самыми черными тучами житейских бурь. Но еще грустнее становится, когда при этом остаешься безутешным. А утешения где же искать, как не в твердой надежде, что все не оканчивается для нее смертью, что ожидает нас другая, загробная жизнь. Мы созданы для жизни вечной, и мы все хотим и действительно будем жить вечно, Христос Своим Воскресением упразднил смерть.

    Но люди, отрицающие будущую вечную жизнь и бессмертие души, иначе смотрят и на настоящую нашу земную жизнь, ища в ней только одного наслаждения и удовлетворения своих чувственных удовольствий. Видя непрочность благ и постигающие их искушения и скорби, такие люди очень часто приходят в разочарование, отчаяние, а иногда даже прибегают и к самоубийству, считая его средством избавления от всех бед и несчастий настоящего. Забывая о вечности, они ходят во тьме и не знают, куда идти, подчас предаются горькому пьянству и в конце концов приходят к ложному концу. Для них жизнь есть дар напрасный и случайный, имеющий не действительную, а призрачную ценность.

    Напротив, верующий человек надеется, что загробная жизнь есть, и надежда эта, ожидание жизни сей становится источником истинного утешения и успокоения. Веруя в жизнь будущую как в непреложную истину, дорогие братия и сестры, Церковь с самых древних времен совершает поминовение и молитвы об отшедших от нас усопших. Так и сегодня созвала она нас вознести о них свои молитвы и вместе с тем поделиться с ними общей радостью о Воскресшем Спасителе, отчего и называется день этот Радоницей. Сам Господь, сходивший к умершим и проповедавший им Свою победу над смертью, возвестил им эту радость. Всю Светлую седмицу Церковь торжественно прославляла Воскресшего Господа, и теперь она спешит разделить радость свою о Нем с умершими, приглашая и нас возвестить им эту общую радость и в то же время вознести свои горячие молитвы ко Господу о прощении согрешений усопших и о вселении их в светлые небесные обители.

    Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»

    Дорогие братия и сестры! Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире.

    Поэтому, дорогие братия и сестры, слушаясь призыва матери нашей родной, Христианской Церкви, которая умоляет нас не оставлять своей любви к ближним и по отшествии их от нас, вознесем ныне свои горячие молитвы к Воскресшему Господу, прося у Него помилования согрешившим отцам и братиям нашим и дарования им вечной жизни. Пусть наша общая молитва сольется в единый плач ко Господу о помиловании их, тогда и они, услышав эту молитву о себе, почувствуют нашу о них заботу и любовь к ним и преисполнятся к нам взаимной любовью.

    Итак, дорогие, помолимся сейчас к Воскресшему Господу, чтобы Он простил согрешения, вольные и невольные, нашим отшедшим отцам, братиям, матерям и сестрам и вселил их в места светла, в места прохладна со всеми праведными, от века Ему угодившими, чтобы и наши родные преисполнились ныне вместе с нами радостью о славном Воскресении Его и на наше восклицание: Христос Воскресе! ответили бы нам: Воистину Воскресе!

    Христос Воскресе!