Службы Великого поста. Великая Панихида.

Службы Великого поста. Великая Панихида.

«По церковному Уставу в дни Великого поста не совершаются заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти и сорокоусты. Во время Великого поста кроме суббот и воскресений, нет Литургий, и получается, что умершие лишаются той помощи, которая им доставляется в виде их поминовения  при Литургии. Поэтому  Церковью было установлено особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.

Христианство — религия любви и если мы призваны любить друг друга, то и усопшие, уснувшие наши родители, друзья, начальники входят в круг нашей любви, тем более, если вспомнить слова из Писания о том, что у Бога все живы. Эти люди уснули в ожидании всеобщего воскресения, но мы помним про них, только если любим. И наоборот: если мы любим их, то помним про них.
Вселенская родительская суббота и есть великое выражение этой нашей памяти об усопших, нашей любви к ним. Вечер пятницы и завтрашнее утро будет посвящено усиленной молитве за тех, кто уже не дышит, но кто продолжает жить. Сегодня в храмах будет необычная вечерняя служба – всенощное бдение, соединённое с Парастасом (ударение на последний слог) – Великой Панихидой.

 

ВЕЛИКАЯ ПАНИХИДА
Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее понятно, потому что Великая панихида – это служба, на основе которой в сокращенном виде строятся наши привычные двадцатиминутные панихиды. Будет полностью читаться светлый и радостный канон, который напоминает нам о мучениках, положивших за Христа душу и до сих пор молящихся за нас, напоминает и о том, что нам с вами тоже надо всегда обращаться ко Христу и Пресвятой Богородице с молитвой об усопших. Будет знаменитая 17-тая кафизма – батюшки выйдут из алтаря, и посередине храма прочтут длинный 118 псалом, воспевающий участь праведников.
Обязательно прочтите этот псалом в переводе. Это учебник того, о чём и как праведные просят Бога. «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня»; «Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим»; «Заблудился я, как овца пропавшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл».



ЛИТУРГИЯ – ТАЙНА ЕДИНСТВА С УСОПШИМИ

Ну а утром мы пойдём на Литургию. И здесь снова Бог явит Себя как Любовь. Будем молиться (в большинстве своём) о тех, кого уже давно нет на земле с нами. И пусть каждый из нас подошёл к Богу в свою меру, пусть все мы ещё не научились подставлять руки Божьей благодати, изливающейся на нас в Церкви, но всё же частично, неполно – но можем и мы прикоснуться к тайне Божественной Любви, к тайне Божественной Литургии. На ней мы становимся Одним Христовым Телом, и любовь соединяет нас во Христе.



РОДНЫЕ ЖДУТ НАШЕГО ПРИЧАСТИЯ

 И ещё скажу: для тех, кто привычно ходит на службы, но не думает о том, что Литургия создана для того, чтобы на ней причащаться Тела и Крови Христовых. Скажу не своими словами, а высказыванием светоносного старца, святого батюшки Серафима Саровского. Он сказал, что благодать Святого Причащения распространяется и на род причащающегося человека. Поэтому наши сродники – и прошлые, и будущие – ждут нашего причастия Иисусу Христу, ждут нашего приближения к Богу, а потому если любим мы их, то нельзя самовольно отворачиваться от Того, Кто есть Любовь и беспричинно отвергать Чашу спасения, протянутую нам Его рукой на Литургии.
Об этом надо знать, это надо помнить, к этому надо стремиться».

(Информация взята из православных источников)