Третья неделя Великого поста именуется Крестопоклонная

Третья неделя Великого поста именуется Крестопоклонная

Само называние говорит, что в этот день совершается поклонение Кресту. Во время Всенощного бдения Крест, украшенный цветами, торжественно выносится из алтаря и полагается в центре храма. При троекратном пении «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» люди совершают перед Крестом три земных поклона, а затем по очереди прикладываются к нему.

  • Без Креста нет и не может быть Воскресения. Он не только орудие страданий, но и символ надежды, спасения и вечной жизни, провозвестник победы над адом и смертью. Это победное предощущение, радость от того, что рай вновь открыт, что распятый и воскресший Христос, стоя на обломках адовых врат, зовет всех за Собой, отчетливо слышится в кондаке Крестопоклонной Недели: «Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: “Снова входите в рай!”» Этим же настроением проникнуто и одно из центральных песнопений Крестопоклонной «Кресту Твоему», текст которого приводился выше. Мы поклоняемся Кресту, благоговеем перед искупительной жертвой Спасителя, но одновременно прославляем Его Воскресение.

Так, с одной стороны, через Крест Церковь напоминает нам о цели нашего великопостного пути, подбадривает и обнадеживает. «В постное время, среди прискорбного пути подвига, святые отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь», — говорится в Синаксаре Крестопоклонного воскресенья. С другой — образ Креста побуждает нас обратить пристальное внимание на наше духовное состояние, проверить, не сбились ли мы с выбранного курса, не отклонились ли от поставленной цели. Ведь впереди еще есть время, а значит, и возможность для изменения.