Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Этот праздник установлен Православной Церковью в IV столетии за несколько лет до Первого Вселенского Собора. В те далёкие времена были очень распространены различные культы, которые славили ангелов, чуть ли не наравне с самим Господом Богом — люди даже приносили им жертвы. Видя все эти безумия, святые отцы осудили подобное языческое отношение к ангелам, и установили православное их почитание, как верных служителей Божиих и добрых хранителей человеческого рода. Действительно, существует мир, населённый святыми, бесплотными духами, созданными Богом, ещё до сотворения нашего видимого мира. Их называют ангелами, что в переводе означает «вестник». Они непрестанно служат Господу, славят Его, передают Его святую волю людям и защищают их от козней падших ангелов, именуемых бесами.

Всего, по свидетельству святого Дионисия Ареопагита, насчитывается девять ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. И над всем этим великим бесплотным Воинством Небесным Господь поставил начальником и вождём святого архистратига Михаила. Именно Михаил в тот самый день, когда сатана, сам бывший некогда ангелом, отступил от Бога, воскликнул, обращаясь к другим светлым духам: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу!», после чего вместе со всеми девятью чинами ангельскими вознёс хвалебную песнь Святой Троице. Ангелы часто появляются на страницах Священного Писания, возвещая и сопровождая великие и судьбоносные моменты жизни рода человеческого. Кроме того в Таинстве Крещения каждому человеку приставляется особый Ангел Хранитель, который призван помогать ему во всех благих начинаниях и наставлять его на путь обретения Царствия Божия. Причём, греховная жизнь отдаляет этого светлого хранителя от человека, в то время как усердная молитва, покаяние и исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа открывают ангелу путь к сердцу христианина.

НАД ВСЕМИ ДЕВЯТЬЮ ЧИНАМИ ПОСТАВЛЕН ГОСПОДОМ СВЯТОЙ АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 — 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора.

 Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

 Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: ГАВРИИЛ — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); РАФАИЛ — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); УРИИЛ — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); СЕЛАФИИЛ — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); ИЕГУДИИЛ — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; ВАРАХИИЛ — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; ИЕРЕМИИЛ — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

   

Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил — держит в руке весы.(Источник: all_publications/zhitie/?ID=9498; /archives/13475)

  • После праздничного Богослужения прихожане молитвенно пропели акафист Архистратигу Михаилу и всему Небесному Ангельскому воинству.