Слова. Tом IV. Семейная жизнь. Старец Паисий Святогорец.

Слова. Tом IV. Семейная жизнь. Старец Паисий Святогорец.

Картинки по запросу "картинка паисий семейная жизнь книга"

Супруги, насколько возможно, должны возделать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними всегда пребывал Третий — наш Сладчайший Христос…

Четвёртый том продолжает публикацию «Слов» блаженного Старца Паисия. В этой книге собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху. Старец говорил, что больше всего писем он получал от людей, имевших проблемы в семейной жизни, и подчёркивал, что причина этих проблем — удаление людей от Бога и их самолюбие. «В прежние времена, — говорил он, — жизнь была более умиротворённой и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, — словно зажигалки: [сыпят искрами и] не могут вынести ни единого слова. И после этого автоматически следует развод».

Войдя в самом раннем возрасте в великую семью Церкви как Её старательный член, Старец чувствовал, что уже не принадлежит своей маленькой [плотской] семье. Стяжав Божественную любовь, он стал Божиим чадом и поэтому — ощущая всех людей своими братьями и сестрами — любил каждого «утробою Иисус Христовою» (Фил. 1, 8). «Видя пожилого человека, — говорил нам Старец, — я говорю себе, что это мой отец. Видя старушку, я говорю, что это моя мать. Встречая ребёнка, гляжу на него как на своего маленького племянника. Я люблю всех. За одних мне радостно, за других — больно. Тебе знакомо подобное состояние?» Но и сам Старец в каждом конкретном случае становился для всякого человека сыном, братом, отцом, дедом. Эта непритворная любовь помогала человеку, который сближался со Старцем, измениться в лучшую сторону и, приняв слово Божие, жить в согласии с ним. Будучи членом Тела Христова, Старец не только с болью молился за людей, у которых были трудности в семейной жизни, но — откликаясь на их просьбы — помогал им и своим словом. Он помогал людям даже в самых деликатных вопросах семейной жизни, несмотря на то что, как монах, сам проводил жизнь подвижническую.

Испытанный огнём искушений и закалённый в горниле болезни, которая в разных формах посещала его с 1947 года до самой кончины в 1994 году, Старец сострадал каждому страждущему и с болью молился о тех, кто испытывал боль. О своём собственном здоровье он заботился лишь настолько, чтобы обслуживать себя самого и помочь тем, кто к нему приходил. Он верил, что если кто-то молится за других больных, не обращая внимания на свою собственную боль, то это приводит Бога в умиление и Он слышит такую молитву. Однако Старец советовал больным людям сначала сделать всё по-человечески возможное для своего исцеления, а уже то, что выше человеческих сил, — оставить Богу. Одновременно он укреплял веру людей, чтобы они относились к своему недугу с надеждой на Бога, не забывали, что на протяжении жизни земной все мы — «прише́лцы и стра́нники» (ср. 1 Пет. 2, 11), и готовились к жизни вечной.

Настоящий том издаётся по благословению нашего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Митрополита Кассандрийского Никодима. Книга состоит из вводной главы и шести частей. Многие из вопросов были заданы Старцу Игуменьей и некоторыми сестрами нашего монастыря. Старец благословлял нас отсылать людей, просящих нашей духовной помощи, к духовнику, однако, часто в разговоре с Игуменьей или с кем-то из старших сестер, люди, стесняемые затруднением, говорят о своей боли и спрашивают совета. Иногда, для того чтобы быть уверенными в том, что мы правильно ответили на тот или иной серьёзный или запутанный вопрос, мы обращались к Старцу, и он говорил нам, как решать ту или иную проблему по-Божьему. Однако и сам Старец во время общих монастырских собраний и в личных беседах с сестрами, используя как повод какой-нибудь случай из жизни нашего монастырского общежития или заданный нами вопрос, нередко говорил о трудностях, с которыми встречаются христиане в миру. Он делал это для того, чтобы мы с болью молились о мире. Кроме того, Старец приводил примеры из жизни отцов или матерей, которые, не имея тех благоприятных духовных возможностей, которые есть у монахов, жили святой жизнью. Таким образом отец Паисий побуждал нас подвизаться с большим любочестием. Некоторые из ответов Старца обогащены отрывками из его писем, переданных нам теми священнослужителями и благоговейными мирянами, кому они были адресованы.

Том открывает вводная глава под заглавием «Юные на жизненном распутье», цель которой помочь юношам и девушкам, колеблющимся в выборе жизненного пути. В этой главе особо отмечено, что оба пути, начертанные нашей Церковью, — семейная и монашеская жизнь — благословенны. Юные должны выбрать один путь в соответствии со своим призванием, силами и любочестием. Им следует сделать это не зависимо от чьих-либо «подталкиваний», а с доверием Богу. Целомудренная и духовная жизнь юных — основная предпосылка для их преуспеяния на выбранном пути — будь то жизнь монашеская или семейная.

В первой из шести частей настоящей книги определяются основы, на которых стоит семья: благородная, великодушная любовь и уважение супругов друг к другу. Терпение в трудностях, сопровождаемое молитвой, спасает семью от распада.

Во второй части идет речь об обязанностях и ответственности родителей за правильное воспитание детей и особенно подчёркивается важность родительского примера, этого «молчаливого назидания» родителями детей, а также роль матери в семье. Старец подчёркивает и то, что родительская нежность, любовь к детям — основные предпосылки для их естественного и нормального развития.

Третья часть тома посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях — от младенчества до зрелости, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям — не только в детском, но и в зрелом возрасте — есть залог того, что они получат благословение Божие.

В четвёртой части Старец даёт читателям простые и практические советы о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие — независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству.

Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец подчёркивает то, какое [великое] утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета — это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду.

Наконец, в шестой части собраны ответы Старца на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно Старец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни.

Собранные в настоящем томе поучения Старца могут, с одной стороны, помочь подвизающимся мирянам с большой верностью продолжить свой «добрый подвиг» (ср. I Тим. 6, 12). С другой стороны, они могут разбудить совесть людей, мучающихся вдали от Бога, возжечь в них желание стать сознательными членами Церкви и радоваться в маленькой общинке своей семьи тому миру, который даёт духовная жизнь. Одновременно Старец подчёркивает, что в браке необходимо соблюдение всех заповедей Божиих, которые «тяжки не суть» (I Ин. 5, 3). К примеру, если один из супругов жертвует собственной волей и оказывает послушание другому, то он поступает так от любви и поэтому не чувствует себя угнетённым, но переживает сладкое утешение.

Возможно, современному человеку, привыкшему к «расхлябанным законам» нынешнего общества, некоторые суждения Старца Паисия покажутся максималистскими и невыполнимыми. Но, взглянув на слова Старца в свете Евангелия, читатель убедится, что они являются его точным, бескомпромиссным выражением. То, к чему всегда стремится Старец, — это совершенство во Христе. Однако его богопросвещенное пастырство долготерпит человеческую немощь и использует святоотеческую икономию[1], разумеется, не опускаясь при этом до компромисса с грехом. Примерами из жизни прошедших времён Старец помогает современному человеку понять, что Бог есть Бог Живой и «де́йствуяй вся́ во все́х» (I Кор. 12, 6). Он действует не только в будущей жизни как Мздовоздаятель, но и в жизни настоящей — как нежный, любящий Отец. Однако человек должен показать своё благое произволение и подъять свой малый подвиг. Немного потрудившись, мы многое принимаем. Подъять этот малый труд человеку необходимо — чтобы дать Богу «право вмешиваться» в его жизнь многой божественной помощью.

Благодарим тех, кто, прочитав рукопись настоящего тома перед изданием, с уважением выразили свои замечания и помогли сделать книгу лучше.

Молитвенно желаем, чтобы Слова Старца помогли семье, которая — в наши дни особенно — страдает по причине забвения или попрания заповедей Божиих, обрести в недрах Православной Церкви своё истинное предназначение, чтобы родители и дети начали жить в Раю уже в сей жизни. Аминь.

16 сентября 2002 года

Память Святой Великомученицы Евфимии
Игуменья обители Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
монахиня Филофея с сестрами во Христе

Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать их духовному возрождению. То, что родители не в силах сделать для своих детей сами, им следует впоследствии возложить на учителей. Поэтому наша Церковь и молится «о роди́телех и учи́телех». Однако, кроме телесных отцов, есть и отцы духовные. Духовные отцы трудятся над духовным возрождением людей и содействуют воспитанию детей более действенно.

Семейная жизнь

«Семейная жизнь» — это четвертый том «Слов» афонского монаха Паисия Святогорца. В книге собрана мудрость афонского старца, касающаяся семьи и тех проблем, которые она испытывает в нашу тяжелую эпоху

В книге простые и практические советы о духовной жизни в семье представлены в виде диалога, состоящего из вопросов и прямых ответов.

Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие поучения афонского старца о семье и тяжелых временах, которые она переживает.

Паисий Святогорец: Самые большие скандалы в семьях происходят от малозначащих вещей
Как создать крепкую семью.

«Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться».

«Бог премудро распорядился всем. Мужчину он наделил одними дарованиями, женщину — другими, чтобы женщина повиновалась ему. Ведь если бы Бог дал такое же мужество женщине, то семья не могла бы устоять».

«Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того, чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности».

«Терпение начинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно. Терпение спасает семью от разрушения».

«…самые большие скандалы — и не только в семьях, но и в жизни государств — происходят от малозначащих вещей».

О родителях и их обязанностях

«Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина — к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью».

«Для многих людей, живущих по-мирски, семья сегодня лишена смысла. Поэтому такие люди не вступают в брак, или же, вступив в него, избегают деторождения, либо убивают детей абортами и таким образом сами истребляют свой род».

«Отцовское объятие — если в нём нет Благодати Божией — сухо. А объятие материнское — даже без Бога — имеет в себе молоко. Ребёнок любит своего отца и уважает его. Но и эта любовь к отцу увеличивается от нежности и тепла материнской любви».

«Родители должны духовно помогать детям, когда те еще маленькие, потому что, когда они маленькие, их недостатки тоже малы, и их легко отсечь. Они похожи на молодую картошку, кожица которой легко сходит, стоит только потереть».

«За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость — от родителей или от кого-то ещё».

«Надо обличать детей тактично, для того чтобы помочь им осознать свою ошибку, но при этом не допускать, чтобы между вами образовывался разрыв. Родители должны делать то же самое, что делает хороший садовник, сажая маленькое деревце».

Дети и их обязанности

«Для того чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое наполняет душу тревогой и вечно удаляет её от Бога, дети должны постоянно чувствовать как великую необходимость советы старших — особенно в критическом возрасте отрочества».

«Когда супруги уважают друг друга, а дети уважают родителей, то жизнь в семье идет ровно, подобно часам».

«Чтобы в семье были мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вести себя так же».

«Как же смиряется человек в старости! Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола».

«Родительское благословение — это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его».

Духовная жизнь

«Не надо иметь душевной тревоги. Душевная тревога приводит к душевному надлому, она парализует душу».

«Желая, чтобы мы возделывали добродетель, Бог попускает болезни, нищету и тому подобное. Ведь Бог мог бы исцелить больных и обогатить нищих, Он мог бы устроить всех, но тогда мы имели бы ложное чувство, что мы добродетельны».

«Молитвы маленьких детей могут творить чудеса. Бог даёт им то, что они у Него просят. Ведь дети чисты, непорочны, и поэтому Бог слышит их чистую молитву».

«Большая польза, если человек прост в своих отношениях с другими, если он всегда имеет о них добрый помысл и не относится ко всем людям всерьёз. Надо избегать споров и бесед, которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят, чаще, к головной боли».

«Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи».

Об испытаниях в нашей жизни

«Эта жизнь ложна и коротка. И хорошо, что она коротка, потому что те горькие скорби, которые, подобно горьким лекарствам, исцеляют наши души, пройдут быстро».

«Бог, находясь рядом с нами, видит скорби Своих детей и утешает нас, как Добрый Отец, А что ты думаешь, неужели Он хочет видеть, как Его ребёнок страдает? Бог учитывает все его страдания, весь его плач и потом воздаёт ему за это. Только Бог даёт в скорбях истинное утешение».

«Иногда происходящие с нами испытания — это антибиотики, которые Бог даёт нам для исцеления болезни нашей души».

«Настоящая радость рождается от той горечи, которую человек с радостью вкушает за Христа — Вкусившего горечь, для того чтобы нас спасти».

О смерти и будущей жизни

«Для человека, умершего миру и духовно воскресшего, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждёт смерти с радостью. Это происходит, потому что он пойдёт ко Христу и будет радоваться рядом с Ним».

«Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу».

«Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время».

=