Православный мир отмечает Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).
Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.
Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.
Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь — источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.
Не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота своего в любых обстоятельствах, остается верным Христу и на протяжении веков питает окружающих истиною Правды.
Великое лукавому не подвластно, но смущать, пугать и вносить разброд, неразбериху и сомнения он может. Тем более, что прошел большую практику дел подобных, как в ветхозаветные, так и в наши времена.
Брань с многобожием, основной ставкой «врага мiра сего» — не прекратится до времен последних, и в том, что эта борьба за души человеческие не прекращается — сомнений нет.
Христианство пришло в Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока, тем не менее многобожие, жертвы и идолы сохранялись.
Христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного, принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что прочие «боги», сброшенные равноапостольным Владимиром в Днепр, сразу исчезли из жизни русского человека. Некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием.
«Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонением стихиям природы. В ночь с 23-го на 24-е была для них самой мистической в году. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу.
Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго. , и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами». (Прот. Александр Авдюгин)
В начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества до конца не утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов — в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах эти образы.
«Но нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем двоеверии — одновременном исповедании христианства и язычества. Из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент — хороводы, песни, игры. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся — Купала, Лада, Ярило — воспринимаются большинством как игровые персонажи.
И помнить надобно православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу».
(Источник: https://kazanskii-hram.church.ua/)
8 фактов об Иоанне Крестителе
1. Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф.11:11).
2. Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь 3 праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Православной Церкви.
3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в р.Иордан.
4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. Кроме этого о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.
5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует 6 раз в году:
— 6 октября – Зачатие
— 7 июля – Рождество святого Пророка
— 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
— 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения
— 9 марта – Первое и Второе обретение честной главы Пророка, Предтечи и крестителя Господня Иоанна
— 7 июня – Третье обретение его честной главы.
6. Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.
7. Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.
8. Иоанн Креститель был предан жестокой казни — усекновении главы. В память об этом трагическом событии установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!