Православный мир отмечает Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Православный мир отмечает Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Рождество Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено Пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), а прославил его Сам Господь, Который назвал Иоанна Ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами — его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Его слова были настолько сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души. Именно с него берет начало миссионерское служение, апостольское благовестие.

Предтеча безбоязненно обращал свое пламенное слово против таких гордых и надменных нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидными. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь — источник «веры до крови», то есть мученического подвига исповедания Христа.

Не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота своего в любых обстоятельствах, остается верным Христу и на протяжении веков питает окружающих истиною Правды.

Великое лукавому не подвластно, но смущать, пугать и вносить разброд, неразбериху и сомнения он может. Тем более, что прошел большую практику дел подобных, как в ветхозаветные, так и в наши времена.

Брань с многобожием, основной ставкой «врага мiра сего» — не прекратится до времен последних, и в том, что эта борьба за души человеческие не прекращается — сомнений нет.

Христианство пришло в Русь языческую, и хотя верования славян нельзя сравнивать с язычеством народов Западной Европы или Востока, тем не менее многобожие, жертвы и идолы сохранялись.

Христианская идея «милосердного Бога», помогающего и сострадательного, принимается нашими предками практически сразу, но нельзя сказать, что прочие «боги», сброшенные равноапостольным Владимиром в Днепр, сразу исчезли из жизни русского человека. Некоторые народные традиции просто наполняли новым смысловым содержанием.

«Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонением стихиям природы. В ночь с 23-го на 24-е была для них самой мистической в году. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу.

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго. , и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами». (Прот. Александр Авдюгин)

В  начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества до конца не утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов — в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах эти образы. 

«Но нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем двоеверии — одновременном исповедании христианства и язычества. Из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент — хороводы, песни, игры. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся — Купала, Лада, Ярило — воспринимаются большинством как игровые персонажи.

И помнить надобно православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу».

(Источник: https://kazanskii-hram.church.ua/)

 

8 фактов об Иоанне Крестителе

1. Ио­анн Пред­те­ча — са­мый чти­мый хри­сти­ан­ский свя­той по­сле Бо­го­ро­ди­цы. Сам Спа­си­тель так го­во­рил о про­ро­ке Ио­ан­не Кре­сти­те­ле: Из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал (про­рок) боль­ший Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (Мф.11:11).

2. Рож­де­ство Ио­ан­на Кре­сти­те­ля — уни­каль­ный празд­ник для пра­во­сла­вия. Есть лишь 3 празд­ни­ка, ко­г­да хри­сти­а­не вс­по­ми­на­ют не день смер­ти, а день рож­де­ния ли­ца, ко­то­рое про­слав­ля­ют: Рож­де­ство Хри­сто­во, Рож­де­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и Рож­де­ство Ио­ан­на Пред­те­чи. Этот факт — еще од­но сви­де­тельство то­го, что про­рок Ио­анн Пред­те­ча осо­бо по­чи­та­ет­ся в Православной Церк­ви.

3. Ио­ан­на на­зы­ва­ют Пред­те­чей и Кре­сти­те­лем. Пред­те­чей — по­то­му что он при­шел преж­де Хри­ста и про­по­ве­до­вал на­ро­ду Его при­ше­ствие. Кре­сти­те­лем — по­то­му что он кре­стил Спа­си­те­ля в р.Иор­да­н.

4. Мы на­хо­дим упо­ми­на­ния о про­ро­ке Ио­ан­не Пред­те­че у всех че­тырех еван­ге­ли­стов. Кроме этого о нем в сво­их исто­ри­че­ских тру­дах пи­шет Ио­сиф Фла­вий.

5. Па­мять Ио­ан­на Кре­сти­те­ля Цер­ковь празд­ну­ет 6 раз в го­ду:

 — 6 октября – Зачатие
 — 7 июля – Рождество святого Пророка
 — 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
 — 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения
 — 9 марта – Первое и Второе обретение честной главы Пророка, Предтечи и крестителя Господня Иоанна
 — 7 июня – Третье обретение его честной главы.

6. Ио­анн Пред­те­ча — род­ствен­ник Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста по ма­те­рин­ской ли­нии.

7. Ио­анн был по­след­ним про­ро­ком сре­ди мно­же­ства пра­вед­ни­ков, пред­ска­зы­вав­ших при­ше­ствие Мес­сии, ко­то­рый осво­бо­дит на­род Из­ра­и­ля.

8. Ио­анн Кре­сти­тель был предан жестокой казни — усекновении главы. В па­мять об этом трагическом событии уста­нов­лен цер­ков­ный празд­ник — Усек­но­ве­ние гла­вы Ио­ан­на Пред­те­чи.

Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

 
Рубрика: «Вопрос-ответ»